Юрий Васильевич Титов

     Юрий Васильевич Титов родился 19 января 1928 года в городке Струнино Владимирской области, между Александровым и Загорском, неподалеку от знаменитой Троце-Сергиевой Лавры, в ста километрах от Москвы. Вскоре после его рождения родители, - отец дипломированый инженер и мать учительница химии, - переехали в столицу, где Юрий начал учебу в средней школе номер 45.

     Во время Великой Отечественной войны, семья Титовых эвакуируется в деревню Воскресенская и Струнино, где Юрий продолжает учиться в 1941-1943 годах. После возврата в Москву, Юрий завершает среднее образование в школе номер 589. После этого проходит год в подгототовительном классе в Институте Стали.

     В 1945 году Юрий поступает в престижный М.А.И., Московский Архитектурный Институт, который через шесть с половиной лет успешно заканчивает с дипломом архитектора. В течении 13 последующих лет, Титов работает в проектном институте. В 1950 году он встречает Елену Строеву, они женятся и в 1951 году появляется на свет их дочь, Лена Титова.

     Юрий Титов становится известен в Москве как художник абстрактной живописи, а позже иконографии. Достаточно взглянуть на репродукции его работ 60х - 70х годов, чтобы понять почему этот стиль стоил ему репутации диссидента. Его картины расходятся по столице и попадают в США, в Швеции проходит его персональная выставка. Семья Титовых знаменита в зарождающихся диссидентских и правозащитных кругах. Елена Строева-Титова, журналистка с дипломом Московского Государственного Университета, и Юрий Титов принимают у себя Есенина-Войтмана, Максимова, Некрасова, Солженицына, Якира, священника Якунина, иностранных гостей.

     Титовых как правозащитников часто помещают в психиатрические лечебницы, в частности в печально известную больницу Кащенко. В начале 1970х Юрия и Елену очередной раз вызывают в КГБ и намекают, что им лучше было бы покинуть страну. В обратном случае, свобода не может быть им гарантирована.

     В 1972 г. Юрий Васильевич решает воспользоваться израильским приглашением на него с женой и предлагает дочери уехать с ними. Лена Титова просит и получает благословение на отъезд у своего духовника, священника Александра Меня (1935-1990), известного писателя, убитого топором под Москвой при невыясненных обстоятельствах. При перевозе картин, часть из них облита кислотой на таможне аэропорта Шереметьево. Часть картин до запада не доезжает, развалившись на части. После краткой остановки в Риме, семья Титовых приезжает на постоянное жительство в Париж, поселяясь неподалеку от собора Парижской Богоматери. Дочь отправляется учиться языку в пансионат Святого Георгия под Парижем, Юрий получает от города мастерскую, которая сохранится за ним вплоть до 1994 года.

     Вероятно, тяжелые эмигрантские условия, сложности с французской интеграцией, отсутствие артистического признания и разочарование западным обществом взяли верх над Еленой Титовой. В 1975 году, во время сна Юрия, в снимаемой ими квартире в 14м округе Парижа, на улице Раймон Лоссеранд, его супруга кончает жизнь самоубийством через повешение. Юрий Васильевич попадает в психиатрический госпиталь в парижском предместии Сант Женевьев де Буа. Затем начинаются его скитания.

     Дочь Титова, Елена, также посещает французские психиатрические лечебницы. С переезда во Францию она проводит в общей сложности 13 лет в лечении. Психиатрия для Елены приостановится на несколько лет в момент рождения ее двух дочерей. Юрий Васильевич Титов уходит на некоторое время в православный скит в 90 километрах от Парижа. В 1988 году его принимают на жительство в знаменитом Монжеронском замке, месте общежития советских эмигрантов. В 1997 году Титов оставляет Монжерон и снова становится частым гостем психиатрических лечебных заведений. В полиции не продлевают его вид на жительство, оставшиеся документы у него крадут. Страдая от бессонницы, недоедая, Титов блуждает по Парижу, спит иногда на улице, иногда в скватах. В этом состоянии его опять забирает психиатрическая служба.

     В 1999 году художник Алексей Хвостенко (1940-2004) и композитор Камиль Чалаев вызволяют Титова из Белого Дома, специального госпиталя в Нёйи на Марне, где он взят под опёку частного лица и его "лечат" психотропными препаратами. Добиваются его устройства в пансионат по уходу за зависимыми престарелыми, "Земгор" русского Красного Креста в Кормей-Паризис, который в свою очередь оформляет над ним опекунство.

     Первые годы Титова в этом "мирном заведении" проходят не без волнений. Титов продолжает творить, реализуя в частности определенное количество объемных упаковок и подвесок, в основном у себя в комнате. Эти "упакованные события" мешают персоналу дома производить уборку у него в комнате; проблема усугубляется тем, что Юрий Васильевич забирает в столовой несколько полотняных салфеток, которые он использует в своих инсталляциях. Персонал не может понять, чем Титов занимается, взаимная напряженность, его обвиняют в краже 500 салфеток и нарушении спокойствия. Инцидент совпадает со сменой дирекции в старческом доме Земгора. Титова отправляют на три недели в психиатрическую больницу. В конце концов Юрий возвращается в свою комнату в "Розовом доме" павильона Долгополофф. Ему выделяют дополнительное помещение на окраине территории, которое служит отныне мастерской.

     На протяжении всей своей жизни Титов пребывает в постоянной напряженной внутренней работе. Последние годы Титова также творчески активны на уровне реализации. Юрий рисует за два года около двухста больших форматов, сотни листов заполняются его "архитектурно мистическими проектами" и метапоэзией. Все это сопровождается письменными коммуникациями с двумя Еленами, женой и дочерью, - "нашим!" Елена Юрьевна Титова регулярно продолжает его посещать. В настоящий момент Юрий Васильевич живет на прежнем месте и продолжает творить.

     Титов считает свое творчество поисками гармонии между философией и мистикой. Он начинал эти поиски с абстракции и прошел через иконографию и религиозную тематику. Все для него связано "через один узел". Титов занимался "смыслом творчества" так, как об этом писал Николай Бердяев (1874-1948, был изгнан из России в 1922 году и прожил оставшуюся жизнь во Франции), самый значительный русский философ по мнению Титова, в одноименной книге 1915 года. Юрий Васильевич считает себя архитектором, создателем мистических проектов, "мистически реальных, которые могут быть воплощены". "В жизни есть все, - говорит Титов, - в том числе и ничего".

Париж, сентябрь 2004

В галерею Aesthetoscope