Творческая биография художника Ю. В. Титова
(Вестник Русского Христианского Движения, номер 100, Париж, 1971)
(Публикуется без ведома и без согласия художника)
Титов Юрий Васильевич родился 19 января 1928 г. во Владимирской области. Ребенком вместе с семьей переехал в Москву, где и проживает в настоящее время. В 1951 г. закончил Московский Архитектурный институт. Серьезно живописью стал заниматься со студенческих лет. Увлекался пейзажем, портретом. До 1957 г. в целом живопись Титова носила реалистический характер, хотя уже и в то время он писал картины символического и сюрреалистического содержания, окрашенные мрачными тонами. В то время наиболее любимыми художниками Ю. Титова были Веласкес, Тициан, Моне, Шишкин, Врубель. С 1957 г. после Международной выставки современной живописи в Москве Титов пробует свои силы в области абстрактной живописи и вплоть до 1962 г. пишет картины абстрактного содержания. В работах этого периода Титов ставил своей задачей выразить гармонию и дисгармонию современного мира и собственной души с тем, чтобы с помощью художественных средств проникнуть в загадочный и непостижимый мир духа и уловить сокровенный смысл божественной гармонии и единства.
В марте 1962 г. была устроена на частной квартире выставка абстрактной живописи Ю. Титова, которая вообще явилась первой неофициальной выставкой советского абстрактного искусства за последние 40 лет. Выставка, однако, просуществовала всего несколько дней, но пользовалась большим успехом и привлекла к себе много зрителей, особенно среди молодежи. Как известно, на выставке была даже книга отзывов, где каждый мог выразить свое мнение, как по поводу выставленных работ, так и по вопросам современного искусства.
После этой выставки в творчестве художника наметилось движение в сторону более глубокого осмысления значения искусства в жизни человека. Эти поиски привели его к вере в Бога, внутреннему принятию христианского вероисповедания и, наконец, к крещению. Процесс этот наметился еще в период его занятий абстрактной живописью. Внешним же толчком к новому этапу творчества послужило знакомство с выдающимся американским дирижером Робертом Шоу, который в конце 1962 г. приезжал на гастроли в Советский Союз. В репертуаре хора была Си-минорная Месса Баха, которая в исполнении хора и оркестра, руководимых блестящим дирижером, явилась подлинным откровением для всей музыкальной Москвы и оставила в душе художника неизгладимое впечатление. Оно было настолько сильно, что художник решил посвятить Р. Шоу картину, изображающую Христа, и преподнес ее замечательному дирижеру.
С этого времени и начался новый этап в творчестве Ю. Титова, который, насколько известно, продолжается и в настоящее время.
С 1962 г. Ю. Титовым написано большое количество картин религиозно-философского содержания.
Значение, как прошлого, так и современного искусства теперь для художника определяется его духовностью, степенью постижения им высших, т. е. религиозных ценностей. Судьбы нашей христианской цивилизации, по мнению художника, определяются сейчас больше, чем когда бы то ни было, словами ее Основателя Иисуса Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан. 14 гл., 6 ст.).
В наше апокалипсическое время, когда мир близок к самоуничтожению, мыслящему человечеству настала пора вспомнить об этом. В мировом искусстве, начиная с эпохи позднего Ренессанса и вплоть до наших дней, ослабевает стремление к уяснению вопроса о смысле и цели человеческой жизни. Забвение истины, открытой нам Священным Писанием, поставило современный мир на грань катастрофы. Современное искусство, за немногими исключениями, воспроизводит мир поверхностных явлений, забыв о его духовной первооснове. Это в конечном итоге не только не способствует формированию духовной личности, но приводит к омертвению и разрушению души современного человека.
В свете вышеизложенного становится понятным, какие периоды в развитии мирового искусства художник считает наиболее ценными и значительными: в Западной Европе - искусство позднего средневековья и раннего Возрождения, в России - древнерусское искусство.
В настоящий период в творчестве Титова выражается трагическое восприятие атомного века, в котором извечная борьба начал добра и зла (религиозного и антирелигиозного мировоззрений) достигает наивысшего накала. Но художник не только констатирует апокалипсичность нашей эпохи, но и пытается указать единственно возможный, по его мнению, выход из тупика, в который зашло современное сознание.
Кроме работ религиозно-философского содержания, Ю. Титов в своем творчестве уделяет место поэтическому воспроизведению прошлого Руси (картины с историческим и сказочным сюжетом).
Европейские любители искусства имели возможность познакомиться с некоторыми работами религиозно-философского содержания, написанными художником в 1963-1964 гг.: в конце 1967 года в Стокгольме и других городах Скандинавии состоялась выставка работ Юрия Титова, о которой писали шведские газеты.
Художник, вероятно, был бы весьма рад тому, если бы любителям живописи во многих странах мира представилась возможность получить хоть какое-то представление о его творчестве.
* Как известно, за участие в демонстрации евреев, требующих право на выезд в Израиль, Ю. Титов и его жена были арестованы и посажены в психиатрическую больницу. В начале июня они оба были освобождены.
Примечание редакции: настоящий текст был составлен и передан в редакцию Вестника Еленой Строевой-Титовой, по утверждению их дочери, Елены Васильевны Титовой (Париж, 2008).
|