А. Флегон, из книги "Солженицын - пророк?"

     В Москву приезжали разные западные священники и восхищались работами молодого художника Юрия Титова. Он рисовал религиозные картины, лики, мистические кораблики. В западных книгах на тему о русской церкви его картины часто воспроизводились с хвалебными статьями. 
     О нем часто появлялись материалы в русской эмигрантской прессе. Для меня, как и для многих других, знавших о нем по статьям, Юра Титов был выдающейся личностью. Я никогда не забуду, как один из моих русских знакомых, встретив меня на улице Лондона, сообщил мне взволнованным голосом:
     - Слушай! Титов приехал. Только что сообщили по лондонскому радио.
     - Где? Куда?
     - В Рим. Но без картин. Кагебистские суки сожгли все его картины в самолете серной кислотой.
     Вскоре детали о приезде знаменитого художника появились в "Посеве" и в других журналах. Приезд Титова получил огласку как мировое событие.
     Юра Титов приехал со своей женой и дочерью. Все трое были счастливы и надеялись на прекрасное будущее, согласно рассказам священника Бордо и его приятелей. Но судьба приготовила им другое будущее.
     Во-первых, почти все те, кто прославлял его, когда он был в СССР, отказались вынимать деньги из кармана и покупать его религиозные картины. Одно дело писать в газете о возрождении религии в СССР, о гениальном русском художнике, вдохновленном святым духом, а другое дело раскошеливаться, чтобы приобрести картину сомнительной ценности. Пока Титов был в Москве и боролся против советской системы, он был гениальным художником. Как только он появился на Западе, его гениальность испарилась. После нескольконедельной шумихи Титовы опомнились. Картины не продавались, а три рта нужно было кормить. Одна моя знакомая, видя их безвыходное положение, взяла всех троих к себе на квартиру с питанием. Но сколько же можно содержать бесплатно троих людей? Титов, которому мировая пресса вбила в голову еще в России, что он гениальный художник, отказывался от любой работы, кроме мазанья своих святых картин.
     После многих хлопот семью Титовых устроили в парижском доме художников. Но здесь им дали только квартиру. На еду нужно было зарабатывать. Картины не продавались. Титов вошел в свою уборную с религиозными картинами и из уборной объявил забастовку, забив за собой дверь. Он решил не выходить оттуда до самой смерти. Французские власти отвезли его в больницу.
     Его жена Лена попыталась найти себе работу, но ничего из этого не вышло. Работу по своим способностям ей не давали. Жить с воздуха было невозможно даже для святых маляров. Лена Титова обратилась в советское посольство с просьбой пустить их обратно в СССР, где их окружало более отзывчивое общество. Как-никак в СССР они жили на верхушке социальной пирамиды диссидентов. У Титовой был хороший любовник - Буковский. Правда, муж застал его один раз в нескромном положении и, пользуясь своим физическим преимуществом, а также психологическим (право первого), навесил ему несколько фонарей. Однако храброго Буковского это не устрашило и он не отрекся от любви из-за таких пустяков. (сс. 122-124)
     ...Когда на Западе появился Солженицын, у Титовых возникла новая надежда. На родине у них получилось недоразумение, но на чужбине все прошлые, мелочные обиды забываются и чувство отчужденности сильно приближает и связывает (как односельчан или одноклассников в лагере). Но новый мессия, оказавшись на Западе, отказался принять семью художника, посвятившего всю свою жизнь христианской религии. Надежда на то, что мессия соизволит заплатить за работу, проделанную в СССР, увидя их жалкое положение, лопнула, как мыльный пузырь.
     Когда в Париже появился их знакомый и земляк виолончелист Ростропович, у разочарованных, оскорбленных, разоренных, несчастных и растерянных Титовых не было больше храбрости пойти к звезде с поклоном. Они любили и уважали Ростроповича, но с ужасом задавали себе вопрос:
     - А что если и он даст нам по шее, как великий борец за счастье мира Александр Исаевич? Там-то мы все чувствовали себя равными и не чурались один другого. А здесь? У него же ведь тоже есть деньги.
     И после долгих сомнений, исканий, переживаний, терзаний, физических и душевных мук Лена пошла по единственному пути, который был открыт для нее: она накинула на себя петлю, проклиная русскую эмигрантскую среду и ее прессу, которая заманила их на Запад.
     После ее смерти в газете "Ле монд" появилась очень хвалебная статья о русской благородной женщине, умном и храбром борце против коммунизма, о друге человечества Лене Титовой.
     Само собой разумеется, что в статье ни словом не намекалось на то, что эту прекрасную женщину убило русское "бдительное" эмигрантское общество. В статье самой авторитетной французской газеты не было сказано ни слова о том, что Титова покончила жизнь самоубийством; Французские читатели еще раз сожалели о слабости медицины в борьбе с болезнями.
     Зачем знать им то, что невыгодно американской разведке и на руку коммунистической пропаганде?! Зачем западной прессе предупреждать будущие жертвы? Ведь это на руку коммунизму. А вот если люди вешаются, это, вероятно, на руку западной пропаганде. Ведь есть возможность тиснуть вызывающую слезы статейку об очередной жертве коммунизма.
      Газета "Ле монд" считается левой газетой Франции. (сс. 126-127)

* сравнительное титоведение *