Отшельник
(М.Богатырев, наброски к портрету Ю.В.Титова)
Из "Стетоскопа"№22,
1999
М.Богатырев. Портрет Ю.В.Титова
Художник Юрий Васильевич Титов
родился во Владимирской области 19 января 1928 года. Еще в детстве
с семьей переехал в Москву. В 1951 году он закончил Московский Архитектурный
институт. До 1957 года его живопись была в основном реалистической.
Cреди любимых художников того периода он называет Веласкеса, Тициана,
Мане, Шишкина, Врубеля. С 1957 года, после международной выставки
современной живописи в Москве, а также под влиянием яркой личности
друга и учителя В.П.Ситникова, он переходит в область абстрактной
живописи.
В марте 1962 года Титов совместно в B.Быстрениным
организовал на частной квартире (Сиреневый бульвар) экспозицию, возобновившую
прерванную на несколько десятилетий традицию выставок российского абстрактного
искусства. Поиски смысла жизни и смысла творчества привели художника
к вере в Бога и крещению. В конце 1962 года, когда на гастроли в
Россию приехал американский дирижер Роберт Шоу и исполнил со своим
оркестром си-минорную мессу Баха, художник преподнес ему в
дар картину, изображающую Христа.
Юрий Титов и его жена Елена Строева
приняли участие в демонстрации за право евреев на выезд в Израиль,
в связи с чем были арестованы и упрятаны в психиатрическую больницу.
С этого, пожалуй, и началась для художника
череда жесточайших испытаний, которые продолжаются и по сей день.
Более подробно с российским периодом жизни и творчества Ю.В.Титова,
с его мировоззрением и философией (рассуждения об Апокалипсисе) можно
ознакомиться в биографии, опубликованной Н.Струве 27 лет назад, во
втором номере "Вестника РСХД" за 1971 год.
В конце 1967 года в Стокгольме и других
городах Скандинавии состоялись выставки работ Юрия Васильевича Титова.
В 1972 году он эмигрировал сначала в
Рим, потом в Париж. Первое время дела его шли неплохо. Он открыл салон,
где собиралось изысканное общество:
русские литераторы, художники, европейские коллекционеры. Нельзя
не отметить, что Юрий Васильевич и сам до сих пор пишет стихи, постепенно
меняя свою манеру и переходя ко все более новаторской форме. Его
давняя мечта - создание единого всемирного поэтического языка. В
12-ом номере журнала "Черновик" (Нью-Йорк - Москва) опубликован его
трактат о смешанной технике, выполненный в необычной манере, сочетающей
дадаистическую речевку и афоризм.
"Отрывные талоны". Фрагмент трактата о смешанной
технике
В приведенном отрывке проблема понимания
реализовавна в стилистике абсурдистской миниатюры, столь характерной
для обэриутов (Д.Хармс, Я.Друскин).
Многие из афоризмов Юрия Васильевича
нигде не записаны. Его поэтическое творчество последних лет носит преимущественно
устный характер. Так, однажды, зачитывая полученные от Анри Волохонского
авторские гранки перевода древнееврейского текста, изобилующего множеством
перечислений воинских легионов, сражающихся с Диаволом, Юрий Васильевич
загадал загадку, которая прозвучала почти как дзенский коан:
"Пятью пять - двадцать
пять. Шестью шесть - тридцать шесть. Семью семь - сорок семь.
А куда же два тысячелетия подевались?.."
Мы уже сказали, что судьба Юрия Васильевича
оказалась жестокой. Уже более пятнадцати лет прошло со дня трагической
гибели его горячо любимой жены, а он все не может оправиться после
этой утраты.
Материальное положение его -
нищенское. Он почти слепой. Отказавшись поселиться в старческом доме,
Юрий Васильевич предпочел беспризорную, но свободу. Говорят, что
в свои 70 лет он ночует в общежитии для бездомных и ходит на бесплатную
раздачу пищи по вторникам и четвергам на площадь Республики. Но художник
не теряет присутствия духа. Воображение и фантазия становятся его
спасанием, отдушиной. И этим он оказывает положительное влияние на
русскую творческую молодежь Назовем для примера художника А.Батусова
(Париж), поэта П.Птаха (Иерусалим). Парижский интеллектуал А.Лебедев
несколько лет назад снял видеофильм о Юрии Титове.
Будучи мистиком, Юрий Васильевич чувствует
потустороннее присутствие, общается с мертвыми. Он упаковывает время,
пространство и вещи, создает так называемые "мыслящие свертки". При
этом он совершенно не заботится о судьбе своих произведений, никогда
и нигде их не выставляет. При переезде с одного места на другое работы
утрачиваются. Некоторое время в одном из парижских скватов (неподалеку
от Итальянской площади) существовала созданная по проектам
художника мифологическая инсталляция, называвшаяся "Комната Троянского
Коня". Она впечатляла всех, кто посещал ее. Диковинные объекты, такие,
как "Палец Протея", "Мистическое солнце" и другие занимали практически
все помещение, так что художник вынужден был ночевать в шкафу.
После того, как префектура закрыла это
уже совсем обветшалое здание, замуровав его вместе с "Комнатой Троянского
Коня" и всеми находящимися в ней объектами, художник остался совсем
без крова и без своих последних произведений. После этого он исчез.
Недавно в русских художественных кругах
пронесся слух о смерти Юрия Васильевича Титова, к счастью, не подтвердившийся.
По слухам, он гуляет по вечерам возле
станций метро Толбиак и Бастилия,
однако никто до сих пор не убедился в этом воочию.
Валентин Воробьев. Поправки к биографии художника Юрия Титова
Товарищ Богатырь, несмотря на бойкое
и красочное изложение Вашего очерка "Отшельник", фальшивая пестрота
фактов не дает мне покоя, и пускать его в печать таким видом нельзя,
а если печатать, то с моими поправками в конце, и для твоего сведения,
и для достоверного просвещения читателей.
Вы можете добавить, что знаток и активный
участник русского андеграунда, Валентин Ильич Воробьев, делает следующие
поправки к биографии художника Юрия Титова:
1. Первый творческий период Ю.Т. можно
без всякого сомнения отнести к правоверному советскому стилю "под Ивана
Шишкина", натуралиста и пейзажиста 19 века. Лично я видел пару этих
опытов в московской мастерской Титова на ТверскойЯмской.
2. Следует уточнить, что с подпольным
педагогом и художником Василием Яковлевичем Ситниковым он сошелся осенью
56 года на закрытой выставке его "академии" в клубе МГУ, организованной
студенткой Северцевой, приемной дочкой знаменитого историка Габричевского.
Работы Титова, сделанные под руководством Ситникова, можно лишь условно
назвать "абстрактными". Это были изображения бескрайних полей до горизонта
без признаков жнивья и жилья. В этом был их особый мистический аромат.
Я очень любил эти картинки.
3. Как я ранее замечал, выставка на Сиреневом
бульваре была очередной квартирной и нелегальной, организованной известным
в то время "дилером" Иваном Рахметовым, приятелем художника Алексея
Быстренина, рисовавшего маленькие, но занятные абстракции.
4. Малахольная супруга художника Елена
Строева, дочка известного генерала, была врожденным тунеядцем. Она
никогда не служила и фарцевала чем придется. В конце 50х она предводила
политически настроенным кружком, где постоянно бывали ВольпинЕсенин,
Эд Кузнецов, Буковский, Вл.Осипов, Аида Сычева и множество других молодых
людей. В 65м Юра Титов прославился тем, что сочинил лозунг "Да здравствует
советская конституция" и публично выставил его на площади Пушкина
в Москве. Этот кружок действовал в одном направлении с "сатанистами
Юрия Мамлеева". Сатанисты собирались на квартире Рубины Аратюнян на
улице Горького, через двор от жилья Титовых. Так что философские радения
и мистический выпивон совершался совместно. Между прочим, в кружке
Титовых состоялось знакомство рязанского писателя Солженицына с будущей
женой Натальей Светловой, давней подругой Строевой.
4. Я не уверен, что Ю.Т. сел в дурдом
за "демонстрацию в защиту евреев". Кружки Строевой, Мамлеева, Аратюнян
были антисоветскими само собой, но скорее общегражданского характера
и даже с антисемитским уклоном. Протесты сатанистов и сионастов шли
как железнодорожные рельсы, в одно направление и не сходясь. Об этом
хорошо написал правозащитник Андрей Амальрик в своих мемуарах.
5. Интересный вопрос - почему так рано
эмигрировали Титов и Строева? Строевой нет. Сам Ю.Т. вразумительно
объясниться не может. Эмигрант Флегон утверждает, что "их заманили
и бросили", но кто заманил и зачем, неясно. Синявского ждала кафедра
в Сорбонне. Максимов получил журнал. Шемякин работал с видной галереей
Дины Верни.
Я думаю, что честолюбивая и нервная Строева
просто плюнула на все московское и совершенно неподготовленной, с ложным
знанием Запада, бросилась в Европу как в речку. Мне рассказывал художник
Куперман, летевший с ними в одном самолете, что уже в Вене Строева
побежала назад в Россию, откуда ее силой выставили на венский вокзал.
Короче, семья Титовых спустилась в западный мир с сожженным кислотой
багажом!
6. О выставке "по Швеции" 1967 года
мне ничего не известно. Возможно, пару проданных шведскому дипломату
картин Юра Титов принял за выставку "по Швеции".
7. Об "интеллектуальном салоне" Строевой
в Париже я бы постеснялся писать. Да, в 74-м Титовы на жалкую пенсию
Толстовского фонда пытались образовать посиделки в московском духе,
но Михаил Шемякин, художник со средствами, перекрыл все к себе.
8. Тогда же, в 74-75-м, Титов выставлял
свои произведения в салоне "Арт Сакре", а Строевой предложили место
упаковщицы в русской газете, а затем секретарши в журнале "Континент",
от чего она брезгливо отказалась. Эмигрантская житуха на чемодане и
в долгах кончилась тем, что Строева завизжала и бросилась в советское
посольство. Там ей предложили написать покаянное письмо под диктовку
и местожительство шрифтовика на стройках коммунизма. С этого момента
началась серьезная травля эмигрантских начальников, самоубийство и
дурдом для мужа с дочкой.
9. В начале 80-х распространился слух
о кончине Юрия Титова. Я не слезал с телефона два часа, размотал клубок
и обнаружил его в старческом доме. Мы повезли ему краски и кисточки.
Большой и уставший художник даже не открыл коробки в больнице. Потом
начался Монжерон и бесконечные парижские скваты. Однажды он пришел
ко мне на чердак, не сумел открыть дверь и заснул на полу в коридоре,
вызвав форменное волнение жильцов буржуазного дома.
Дальше вы, дорогие товарищи, знаете
все лучше меня.
Да здравствует Юрий Васильевич
Титов!
Вперед! Все встают! Бурные продолжительные
аплодисменты!
|