Пространство труднореализуемых проектов
Библиотека журнала созидания прямой и косвенной речи
"Стетоскоп.Да.Ru"
Саша Рижанин. Полное собрание сочинений
"Я - князь, а это конь мой белый!"

К четвертому действию

Действие пятое 

На сцене никого и ничего, лишь намёки шумов, трав, луж... Весьма неожиданно выскакивает КНЯЗЬ, весь его облик, выражение лица, движения выказывают недоумение, удивление, презрение, восхищение... Впрочем, автор и сам не знает, что должен выказывать КНЯЗЬ, скорее всего, просто быструю и маловразумительную смену эмоций. В этом месте у КНЯЗЯ будет монолог. Всего по действию у КНЯЗЯ два монолога - этот главный. По ходу монолога КНЯЗЬ пытается что-то сказать, порывается, тщится, томится, но - у него ничего не получается!

КНЯЗЬ: ?!!

На протяжении монолога на сцене появляются шумы, звонки, голоса - всё ещё невнятные. Вдруг, чуть более внятно и значительно громче в говор вступает ЛУЖА С КОРОЧКОЙ ЛЬДА (Это ГРЯЗЬ, смытая с ГОЛОГО КНЯЗЯ, позднее ЗЕРКАЛЬЦЕ).

ЛУЖА С КОРОЧКОЙ ЛЬДА:
Пил-пил... Пил. Пил!
Воду из уст, кровь из сосцов.
Плати!!
Всё, чем ты не был и был,
Сбросит твоё лицо!

ЛУЖА вздувается и с хрустом выпускает из себя ОТРАЖЕНИЕ ДЕВУШКИ. КНЯЗЬ шарахается, спотыкается о ТРАВУ, пролезшую в трещины в асфальте, и падает.

ОТРАЖЕНИЕ ДЕВУШКИ
(обращается к ТРАВЕ, как к КНЯЗЮ):
Я с тобой - и сердце стукает,
Раскрывается глазами.
Всё хожу, хожу по кругу -
Я держу тебя глазами.
Это счастье? Это мука?
Мышь стклянными глазами
Лика, блика, крика, стука
Не увидит. Не заслужит!
Я держу тебя глазами
В каждом зеркале и луже!
ТРАВА: Держишь меня - что ж!
Ты для меня - ноль.
Сердце моё - нож -
Режет асфальт - боль.
Я для тебя - мир?
Вытаращенный глаз?
Город от слез сыр,
От невыласканных ласк!..
Сердце моё - нож -
Кроит седой пустырь,
Кроит иной мир!
Любишь меня - что ж!
ОТРАЖЕНИЕ ДЕВУШКИ:
Милый ты мой, Князь!
Сердце моё - вверх!
Слышишь, поёт, кружась?
ТРАВА (мрачно): Это седой снег...

И действительно, падает, кружась, СНЕГ и действительно поёт.

ПЕСНЯ СНЕГА:
Позабудь про свою печаль...
Окунись в тишину, в белизну...
Где конец, там начало начал...
Где зима - там торопят весну...
Погоди, не спеши, погоди...
Чище снега и слаще сна...
Ты не встретишь на этом пути...
Белизна, белизна, белизна...
Здесь покойно, покойно вокруг...
Здесь не спросят "а чья вина?"...
Ни надрыва, ни прошлых рук...
Тишина, тишина, тишина...

Песня начинает стихать.

Позабудь про свои дела...
Пусть послышится "я ждала"...
Ты не знаешь, зачем ты здесь...
Ты забыл, для чего идти...
Ты такой же, как все, но весь...
Ты не знаешь, куда вместить...
Окунись в тишину, в белизну...
Без годов, без часов, без минут...

Песня затихла, затерявшись в тишине. КНЯЗЬ засыпает. СНЕГ идёт сплошной белой пеленой. Очень постепенно из белизны начинают проступать звонки и НЕВНЯТНОЕ БОРМОТАНИЕ.

НЕВНЯТНОЕ БОРМОТАНИЕ:
Он забыл про свои дела.
Он назвал себя "домино".
"Ты была, он сказал, была!"
Что ответили? "Да, давно."
Он рукой сделал плавный жест -
Прикоснулся. Её рука.
"Ты была, он сказал, и есть!"
Что ответили? "Да, пока."

Из пелены СНЕГА выходят девять СТАРЦЕВ, они тащат за собой игрушечные трамвайчики. Звонят именно трамвайчики, бормочут именно СТАРЦЫ.

СТАРЦЫ: Он играл в эту жизнь года.
Он пришёл. Он искал ответ.
"Но ты будешь, спросил, всегда?"
Что ответили? Просто "нет".

КНЯЗЬ между тем проснулся и озадаченно, даже ошарашенно смотрит на СТАРЦЕВ. Вдруг вскакивает и бросается к ПЕРВОМУ СТАРЦУ.

КНЯЗЬ: Старец, скажи,
Чем мне горя убавить?
ПЕРВЫЙ СТАРЕЦ: Прежде скажи, чем горюет душа.
КНЯЗЬ: Сам не пойму...
Только горестно даже представить
Благоговенье, с которым на деву дышал...
(Бросается ко ВТОРОМУ СТАРЦУ)
Старец, скажи,
Чем тоску мне, тоску мне умерить?
ВТОРОЙ СТАРЕЦ; Прежде скажи, как пришла к тебе эта тоска.
КНЯЗЬ: Сам не пойму...
Не пойму я, во что же мне верить?!!
Был я весёлым, живым, дураком, всё пока...
(Бросается к ТРЕТЬЕМУ СТАРЦУ)
Старец, скажи,
Какою мерою мерить
Любовь? И какою - которой нет?
ТРЕТИЙ СТАРЕЦ: В городе Лжи можно Любви не верить.
Здесь позабыли гордое имя - Поэт!..
КНЯЗЬ (бросается к ЧЕТВЁРТОМУ СТАРЦУ):
Старец, скажи,
Кто те женщины в белом?
(Указует в сплошную белизну СНЕГА)
ЧЕТВЁРТЫЙ СТАРЕЦ: Это - ничьи, иль чужие.
Да и не в белом они.
КНЯЗЬ: Да? Может быть...
Но не в этом, не в этом же дело -
Мне нынче вечером хочется белизны...
ЭХО: Белизны?..
СТАРЦЫ (недоумевая, обращаются друг к другу и сами к себе):
Где твой Белый Конь, Князь?..
Где твой Белый Конь, Князь?..
Где твой Белый Конь, Князь?..

Они повторяют это всё громче и громче до тех пор, пока КНЯЗЬ не срывается с места, зажав уши. Вернее, срывается не КНЯЗЬ, а бегут мимо него декорации, действие в них идёт своим чередом - то вперёд, то назад, но чем дальше, тем ближе к началу пьесы. Действующие лица пытаются задержать КНЯЗЯ в своих действиях, но он очень ловко изворачивается. В конце концов он опять-таки спотыкается и, как водится, падает на середину сцены, к ногам БЕЛОГО КОНЯ. На БЕЛОМ КОНЕ горделиво восседает ГРЯЗЬ.

ГРЯЗЬ: Я - Князь, а это Конь мой белый!
КОНЬ: Я - Белый Конь, а это - Князь!
ГРЯЗЬ: Я юный, статный, сильный, смелый!..
КОНЬ: Сидите смирно, тута грязь!
ГРЯЗЬ (свешивается и разглядывает КНЯЗЯ, лежащего на полу):
Да, так обычно и бывает:
Сегодня - князь, а завтра - в грязь...
КОНЬ: И тем, кто этого не знает,
Покажем это сей же час!

ГРЯЗЬ и БЕЛЫЙ КОНЬ поднимают КНЯЗЯ и вешают его на заднюю стенку. Белые одежды КНЯЗЯ настолько извозились за время действия, что их трудно отличить от одеяния ГРЯЗИ.

Занавес.

К прозе

В оглавление