На главную страницу
На страницу журнала "Стетоскоп"
Aesthetoscope.Стетоскоп.2009
Александр Елеуков (Санкт-Петербург). Псалмы, сонеты и песни, печальные и благочестивые (выдержки из эссе)
Поговорим о цезуре на третьей стопе, потолкуем
о дыхании и об амфибрахии. Ритм в стихотворении
нужен для того, чтобы помогать читателю
дышать – правда-правда! Либо быстро,
ритмично – в двухстопных стихах, либо размеренно –
в трехстопных, либо – забыть о дыхании в аритмичности белого стиха. А что же цезура, перебив ритма в строго означенном месте? Цезура позволяет передать сбой дыхания в важном для поэта месте стихотворения. Если же поэт юн и порывист, если чувства распирают его настолько, что и не до стиха совсем, по-честному-то, тогда и появляются провалы ритма или, чаще, длинноты, не оправданные ритмом, но – вот, нужно было именно это сказать ведь! И пусть куда-то проваливается и рифма, но – ведь именно это слово рвется наружу! Так я читаю стихи юных, искренних и малоискушенных в поэтическом мастерстве поэтов – отбиваю пальцем ритм, вслушиваюсь в созвучия, и именно там, где слышится диссонанс, именно в том месте, где стих ломается напрочь, именно там и проступает настоящая, искренняя донемогу поэзия!
Aesthetoscope.Стетоскоп.2009
На страницу журнала "Стетоскоп"
На главную страницу