Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
"Стетоскоп" N25
Илья Бокштейн
"Ларикрит" - тетрадь литературной критики

 

Илья Бокштейн
"Ларикрит" (Larikrit) -
тетрадь литературной критики

Клумба (Klumba) - о поэме Владимира Тарасова
(абстрактно-модерн.., см. журнал "Двоеточие:2", Иерусалим, 1995)

Поэма зовется "Чувство пятна". Заголовок ее: 1. медитационен. 2. ташистен (от "ташизм" - живопись пятно-линий, или как принято называть в истории искусств "активная живопись"). Начало: пламя Вселенной... Наступает, внезапно показавшись из-за холма - мозгоглаз - и... тут же уходит, боясь прикосновения, ускользает от... умысла. И приглушенно.., тихо-тихо-о...: пульс художника (автора). Пульс Вселенной уходит - в поднятую руку творца пульсирующей поэмы, в намеке, в намеко-рритме уходит синхронно вибро-ллииро-мирозданью-у-у-уо. А теперь по цитатам попробую исследовать лироамплитуды (амплитуды зданномииира) поэмы В.Тарасова "Чувство пятна". Итак, начало - цитирую:

Пульс этих записей чье пламя ускользает
с каким-то умыслом,
дыхание -
мое...

Снова переписываю первый ампиль (ampil) поэмы, первую кварту, четырехстрочник поэмы - чтоб ампличудно было:

Пульс этих записей чье пламя ускользает
с каким-то умыслом,
дыхание -
мое...

Комментарий: размах сужается - внезапен - уступая, долженствуя уступить догадке о некоем умысле, разлитом в воздухе, и тут уже догадка зреет, догадался художник, что дыхание его - вертикально! - "Нам легче - воздух вертикален!" будет сказано ниже - вертикально-умышленно пятно оно пятноодноо! А вывод-то како-о-ов! Открыла дверь скульптура: и... опрозрачив крикокнииг, в секунду уложила... воопли!! Снова цитирую:

В саду скульптур прозрачно -
вопль
недолговечен...

И только жест их
в воздухе застыл

Амплитуда крика, сужаясь, уходит в эфировертикаль. А присмотревшись: ладонь автора (автородонь) держит вертикаль, потому что вопль материализован в пятьпятен - ладооонь.
Но прежде чем стих перейдет к настроенческому, в созерцании пятен-переплетений (прежде чем... перейдет стих к рациАнализу транЦпространства) как взмах возникнет-вдруг-мелькнет стальная объективноптица (в намеке нам - чу! - оперенье, смотри, ожесткилось - ожооог!) цитирую:

Стальная пыль на оперении
коснуться лезвием огня... -

и далее - расширение аналирации (анализа Рациона) от моментоБого ветра до... наконец, - оплотненная точка - звукопятно - СЛОВО ВославУслова: цитата:

Долина завязи и смыслов первозданных...
От ветра черпая...

Слово -
прикосновение

Поэма сия - изумительный примерообразе-е-ец - шедевр стиля (нужно обязательно наречь ОНОстиль): модертишь, т.е. союз экспрессивного модернизма (прэзэст/prezest) и медитации абстрактнотишины, отточеннопространЦЦ (абстрактно-изопластики-прострааанства, три А) - свидетель исступления пространства - Чистолистаа. Этот стиль - принцип поэмы Тарасова. "Чувство пятна" - амплитуды перемещ-щений звезды, амплистар (amplistar), причем центр этих перемещений сдвинут, центр "розы" ближе к началу поэмы, это пятая строфа:

Разноперая ясность касания:

бурая синь развилки У
зеленоватые изгибы И
искрящаяся темень копыта Ц
и всегда золотистая С
щедро льющая свое свечение,
цвет коры драматической Р
трепет Е неуверенной

я видел сияние страниц
излучение фраз

Текст по сей день где-то рядом -

центр амплистара - цветок цветозвуков трагедии букв - цветокосмос звучания знаков. Что же это за амплитуды, сходящиеся в отмеченном центре амплистара, в центре розы?

К первой амплитуде

В оглавление