Игорь
Ситников
Христианство
и римский закон
Настоящая
публикация представляет собой отрывок из монографии И.Ситникова "Гонение
на христиан при императоре Деции (конец 249 - 251 гг.), написанной в 1987-88
годах. Монография посвящена исследованию гонения в его различных аспектах:
экклезиологическом, историческом, социальном, политическом, юридическом
и экономическом. Центральное место в книге занимает рассмотрение императорского
эдикта, согласно которому христиане были подвергнуты гонению. Много внимания
уделено личности самого императора. Особо рассматривается вопрос о мученичестве,
его сути и значении в истории древней Церкви.
До
начала четвертого века христианство являлось недозволенной религией -
religio illicita, - пока в 311 году император Галерий не издал первый
эдикт в пользу христиан, который был подтвержден императором Константином
Великим и Ликинием в Милане в 313 году.
Мы попытаемся уяснить себе с точки зрения римского
уголовного права, что такое religio illicita и на каких юридических основаниях
христиане подвергались наказанию.
Ранее мы говорили о самой римской религии и схематично
представляли ее в виде квадрата-templum'a. Напомним, что это - квадратный
жертвенник в самой древней части Рима, Палатине,
- - - Ср.: "Древний город Рим" (план Рима, составленный
М.Ростовцевым, приват-доцентом СПб. ун-та) с. 6-7: "(Древнейшая)
сакральная граница (Рима) шла у подножия Палатина. Территория города имела
поэтому форму трапеции, но так как всякая освященная территория, по старому
ритуалу, была квадратной (templum), то и древнейший город, несмотря на
свою форму трапеции, носил имя Roma Quadrata". Также и все святилища
были квадратной формы (ibidem с. 7). О чем может говорить тяготение к
квадратным формам? - Наверное, это результат рационалистического мышления
древних римлян.
заключенный в "заветную межу"
- - - Проф. Бердников И.С. Участие римской религии в делах государственных,
с. 103.
при посредстве религиозных обрядов. Подобным образом производился
жрецами-авгурами любой надел граждан землею и, согласно исследованиям
проф. Бердникова. "совершался по тем же правилам и обрядам, по каким
и инаугурация templum'a.
- - - Там же, с. 103.
Так вся территория древней римской общины совпадала с территорией,
на которую распространялось покровительство ее богов. Причем все участки
межевались в форме квадрата, в силу авгурских правил, в то время как участки
перегринов делились на продолговатые полосы. В Roma quadrata жили патриции,
которые считали себя хранителями государственных ауспиций и, следовательно,
они одни могли вопрошать о воле богов. Поэтому между auspicium и imperium
существовала у римлян тесная связь. Царь был выборным лицом народа, но
по его смерти власть возвращалась обратно народу. Народ же составляли
патриции, являвшиеся законными жителями Roma quadrata. Но вот что интересно:
как замечает проф. Бердников, "самодержавство народа всегда считалось
коренным и неизменным правилом римского государственного уклада до учреждения
Диоклетиановской монархии".
- - - Там же. с. 106.
То есть прошли времена, плебеи вторглись в пределы Roma quadrata,
минула республиканская эпоха, установилась империя, а механизм древнего
устроения Римского государства пережил века. Этот пример необычайной консервативности
Рима и его учреждений наводит на мысль, что отношение римлян к христианству
также строилось на основе древнейших законоположений и традиций, которые
крепко вошли в их "плоть и кровь".
Изначально у римлян существовало священное
право (fas), которое опиралось на волю богов, и было светское (jus), которое
постановлено людьми. Но постольку, поскольку римская религия носила государственный
характер и вне идеи государственности не могла существовать, fas divinum
по своему содержанию не отличался от jus humanum, и они только дополняли
друг друга. Поэтому не приходится говорить о сакральном праве в чистом
виде, независимо от гражданского или уголовного права, ибо религиозное
преступление влекло за собой гнев богов - покровителей государства, а
следовательно, наносило ущерб самому государству. Уже с республиканских
времен не Верховный Понтифекс, а светские власти карают за религиозные
преступления, которые рассматриваются как уголовные. Mommsen в статье
" Der Religionsfrevel nach romischem Recht" так и говорит: "...исторический
Рим не знает всеобщего сакрального преступления и всеобщего сакрального
процесса".
- - - Mommsen Т. Der Religionsfrevel nach romischem Recht, S.
391.
Но мало того - если религиозное
преступление не затрагивает интересы государства, то последнее и не будет
наказывать его. В данном случае наказание предоставляется самим богам.
- - - См. Бердников И.С. Государственный характер римской религии,
с. 101.
То есть римлянин мог думать о богах все, что угодно, даже совершать
преступления против богов, но он неминуемо подвергался уголовному суду,
если преступление против богов считалось, каким-то образом, преступлением
против государства. Здесь важно запомнить следующее изречение: deorum
injurias, diis curae,
- - - Преступление против богов - забота самих богов. Tacit,
annal. 1.73. См. у Бердникова, вышеуказ.соч., с. 101; Mommsen, указ.соч..
S.392.
которое
принадлежит императору Тиберию.
- - - См. проф. Кулаковский Ю. Христианская церковь и римский закон.
- "Университетские известия", декабрь 1891, с.5.
В
продолжение
|