Сергей
Шаталов
НЕ
картина
На
больших дорогах нередко встречаешь одинокую волну, не принадлежащую ни
одному океану.
Анри
Мишо
Не
поднять руки - отупела. От тяжести, что ли, или от неумения держать карандаш?
Сколько лет рисую, а так и не сросся: так и не знаю, куда деваться между
тем, что пишу и тем, чем пишу. В голове все копошится, трепещет, - сразу
и не разглядеть: то ли фрагмент какой-то азбуки, нервной, взволнованной
до икоты, то ли рука утопленника, как перископ подводной лодки, будто
и не утопленник вовсе, а так, долго плывущий под водой, а то и совсем
как во время ускоренной съемки: люди, люди, дома, фрагменты поездов, фрагменты
одежды, а потом опять люди, люди, улицы, рыбы в зеркале, Луна (но это
все не точно, а "как бы").
Когда-то
ко мне часто подходил незнакомец (странно, но один и тот же) и просил
продать картину, но я то отвечал, что не художник, что никогда и ничего...
Я долго
боялся рисовать - а вдруг получится? И уж тогда не отвертеться, даже если
жить под водой. Дно - идеальный холст - рисуешь и тут же прощаешься. А
выйдешь на берег - все одинаково и красиво, как если бы это все: деревья,
песок, камни-из меня, точь-в-точь как там, когда я каждый день, не подозревая,
что...
Песок под
ногами плавится - одно стекло. Стеклодувы выдувают всяческие ухищрения,
чтобы сиюминутно добыть чистейший спирт. От стука стекло звенит, переливается,
но ноги не держат. Инсценировать солнечный удар в момент каких-то повторений
в воде, в зрачках, и никогда больше не жить в тех местах, что рисуешь,
в тех местах, где не любил...
"Я
так несчастна",- летело параллельно берегу.
Отвернувшиеся
от голоса люди стояли у самой воды. Их загар лежал перед ногами и не поднимался,
будто после бессонной ночи, будто истоптанный армейскими сапогами, будто
и не загар, а чужая одежда. Чье-то присутствие над головами волновало
меня как охотника. Настоящего охотника, без всего и даже без ружья. И
я придвинулся к морю всем телом, всем дыханием и всеми глазами. И надо
же! Я стоял как обманутый музыкант, которому вместо нот подсунули голую
женщину. Она неохотно очищала тело от водорослей и говорила кому-то: "Это
было давно. Корабль утонул, а я нет. Боже, сколько времени я в этой воде!
Все тело пропиталось солью и планктоном. Мне срочно нужна ванна. Мне срочно
нужно много теплой пресной воды".
Уже в доме
моей четырнадцатилетней знакомой она позволила мыть себя. Несмотря на
смертельную усталость, голая женщина представлялась как моя давняя возлюбленная
и постоянно говорила, говорила:
"Ты
неправильно затачиваешь карандаши, и вообще тебе вредно рисовать на бумаге,
и вредно рисовать голых женщин. Вот я, например.
Зачем я
тебе? Я даже не могу рожать, а ты меня моешь, и я этому рада. Рада так,
что тебе не остановиться только на мне. Ты и дальше пойдешь мыть, покуда
не перемоешь в округе всех голых женщин. Но голая женщина - это редкость.
И поэтому я рада. Остальных придется раздевать. На такое ты не согласен.
А я первая и единственная голая женщина в твоей жизни".
"Ну,
скажешь!"
"Конечно
скажу! Если тебе кажется, что ночью и под одеялом."
"Сука
ты, а не художник, - произнесла юная хозяйка и наполнила ванную комнату
табачный дымом, - я тебя уже десять лет люблю, еще с того времени, когда
ты совсем не умел рисовать. Я люблю тебя, люблю, а ты приводишь в мой
дом всяких голых. Хоть бы дал ей во что-нибудь завернуться, перед тем
как переступить порог, - она плакала и говорила, говорила и плакала, -
хоть бы во что-нибудь! А то я и сама разденусь, и будет у тебя целых две
голых, - она сделала паузу и уточнила, - целых две голых женщины, - и
снова через паузу, - и запомни, к коллективному сексу это не имеет никакого
отношения. Я чиста и наивна. Знай это".
Девчонка
сняла одежду, утерла слезы и повелительный жестом пригласила всех в большую
комнату.
"Давайте
пить чай, но сладости будете искать сами. Я только укажу, где они могут
находиться. По ходу и рассмотрим друг друга".
"Девушка,
вы не подумайте, что я из принципа не ношу одежду. Просто одежда не носит
меня. Она на мне сдыхает. Да-да, так страшно, и сны всякие. Поверьте,
очень страшно. Море мне совсем о другом: и не о вас, и не о нем, а так
как-то..."
"Мне
бы хотелось вам верить, но я не умею. И в школе плохо учусь. Все мои сверстники
на уроках, и давно на уроках, мне же остается быть только с вами".
Голая женщина
раскрыла сервант и, среди кукол и предметов чайного сервиза, обнаружила
залежи пирожных.
Голая девчонка
как-то виновато и чувственно приблизилась к голой женщине и почти молебно:
"Он пусть не раздевается. Незачем ему раздеваться. Он же художник.
Ему нужны впечатления. Мы их будем делать. И давайте обнимемся. Только
после того, как вы прожуете, и не глотайте так быстро, мне это действует
на психику. Я подойду, когда вы все съедите и вымоете руки разной водой.
Они у вас такие жирные. Я боюсь ваших рук, как и своего тела. Я и в ванной
никогда не смотрюсь в зеркало. Всегда его полотенцем закрываю. Я вроде
как не профессионал в таком деле. Вроде как любитель. Мои подруги - все
профессионалки. О каждой своей родинке могут рассказывать и рассказывать,
даже о тех, что в промежности и до которых трудно дотянуться глазами.
А мне и рассказывать нечего, будто я без родинок".
"У
тебя еще есть еда? - спросила голая женщина,- я же в море много времени...
Одна сырая рыба и я... тоже сырая. Ели мы так друг друга. Если и не подавились,
то..."
Девчонка
как-то неожиданно застонала и, задрав голову к потолку, вышла на балкон.
"Я
не дам вам больше еды. Не хочу. Не хочу, чтобы вы объедали меня и мою
маму. С едой теперь такие трудности... А вот если художник нас сейчас
нарисует и нас таким образом продаст, мы тогда кое-что сможем купить.
И может даже наедимся на всю оставшуюся жизнь, - девчонка расхохоталась
и подошла к комнатному дереву, украшая его своими прикосновениями, - придумай
мне что-нибудь особенное и рядом нарисуй меня, - после паузы, - и ее.
Но сначала меня. Мне нужно убедиться, что я получилась. Хотите, - обратилась
она к голой женщине, - хотите я больше никогда не буду смотреть на ваше
тело, будто у вас его нет. Живое тело, мертвое тело - оно все равно живое
и все равно ничье. Какая разница, где оно сейчас, у вас или у меня? -
У нее носом пошла кровь. - Конечно мы продолжим наши разговоры, но без
тела. Голос будет возникать как бы и исчезать как бы..."
"Зачем
же так?"
"Вы
не согласны на такое общение? Вам трудно будет поднимать те слова, что
на полу? Тогда молчите. Говорить буду я. И не говорить буду я. А вы молчите
и водите его рукой, чтобы все вышло как следует, по-настоящему! Чтобы
нас продали как можно быстрее и по-настоящему! По-настоящему: с очередями,
аукционами и любовью! А мы тем временем спрячемся, и нас никто не найдет".
"Никто
и никогда", - поставила жирную точку голая женщина, примеряя на себя
разные мужские костюмы. Она стала походить на кадры из кинопроб или на
статистов в крещенские морозы. Она явно не хотела, чтобы ее рисовали или
чтоб рисовал он, или чтобы все вместе... Она явно чего-то не хотела.
Ангел с
цирком на спине заглянул в окно. Голая девчонка подбежала к стеклу: "Покажи
мне фокус, ну не жлобься, покажи".
Ангел подлетел
к другому окну, затем еще к другому, но вернулся: "Я не люблю север
и не люблю юг, а у вас столько всего", - на этих словах он захлопнул
за собой стену соседнего дома. Бац! И не было никакого Ангела.
По комнате
проплыли: глаза с ногами и руками, губы с руками и ногами и длинные, длинные
волосы, и не было картины. Не было!
|