пространство труднореализуемых проектов
|
||||
...который рассказывает историю воина-лангобарда
по имени Дроктульф, который изменил своему народу и погиб, защищая Равенну,
которую осаждали его соплеменники. Лангобарды, конечно, не были "всадниками",
они были "варварами"; так тема "всадник и город" окончательно
становится темой "варвар и цивилизация". "Город" –
символ и главное изобретение "цивилизации"; не будем, к тому
же, забывать, что именно он и дал ей имя. Борхес трактует Равенну, город,
точнее – Город, как откровение, которое ослепило варвара. Дроктульф "увидел
строй целого – разнообразие без сумятицы; увидел город в живом единстве
его статуй, храмов, садов, зданий, ступеней, чаш, капителей, очерченных
и распахнутых пространств". Город покоряет сознание варвара эстетически;
заметим, тот самый город, который мы сейчас скорее всего сочли бы жалкой
полу-деревней: грязный, источающий немыслимую нашему нежному обонянию
вонь, не приспособленный для жизни. Но дело не в этом. "Город",
по мнению Борхеса, оказался эстетически сильнее "варварства".
Нынешние "зеленые", заметим, особенно нажимают на эстетическую
привлекательность варварства; их "зеленый мир" – это мир, откуда
Дроктульф бежал в Равенну. <3>
Одна из самых гениальных сцен фильма "Энни Холл" - несчастный
герой Вуди Аллена приезжает в ненавистный Лос-Анджелес для тяжелых объяснений
с Энни. Она – изменившая Нью-Йорку, Городу, переехавшая в калифорнийскую
кинодеревню, назначает ему встречу в вегетарианском ресторане. Герой Аллена
приходит раньше и с невыразимой гримасой заказывает "побеги люцерны".
Потом добавляет: "И сусло". Занавес. Любовь возможна только
в Городе, например, в Яблочном городе, в Нью-Йорке. |