Мария Смирнова-Несвицкая
Интервью с А.М.Пятигорским

В начало

"Время - это ты"

          Пятигорский - гениальный человек, но врун, говорил Лотман. - И он весь - отсутствие системы. Изменчивый, софистически лукавый, соблазнительный и артистичный парадоксалист. Пятигорский никогда не равен себе: сегодня он не тот, что вчера, и завтра не тот, что сегодня. Какой-то вечный адюльтер мысли, какое-то философское соловей-разбойничество. Вместе с тем он страшно разумен, разумен до скуки и дотошного бухгалтерства, но это бухгалтер с шаманским бубном (Г.Амелин. Предисловие. Пятигорский А.М. Избранные труды. Москва 1996 стр.10).
          "Я не занимаюсь наукой - признается он, а ищу способ существования". Пятигорский не занимается также и театром, не занимается кино (хотя у него в соавторстве с О.Кантли написан киносценарий), но когда открываешь его книги, в сознании вдруг раздается какой-то щелчок - как будто включают свет - и оказывается, что многие болезни, которыми мается современное искусство - театр, драматургия, литература, русская культура - предсказаны, изучены и осмыслены этим невероятным человеком. Причем он тут же, почти не меняя интонации - оправдывает характеристику Лотмана тем, что отказывается говорить о России как об "особенной" стране, ибо именно России свойственно "безумное историческое высокомерие", претендующее иметь великую уникальную историю. "Но ты хочешь быть участником великой уникальной истории или нормальной "банальной" истории, где, скажем тебя не будут бить лопатой по голове? Русский исторически мыслящий человек обычно хочет одновременно и того и другого, хочет быть уникальным и жить нормально. А вот этого, по-моему, в мировой истории ни у кого не получалось" (Пятигорский. "Индивид и культура", "Вопросы философии", 1990, №5 с.93-104).
          Друг и "духовный двойник" Мераба Мамардашвили, (книга "Символ и сознание", 1982, опубликована в Иерусалиме, написана в соавторстве с М.Мамардашвили), Пятигорский говорит о некоем пороке русского культурного самосознания - отсутствии формы, и любой человек в России, обращающийся профессионально к проблеме формы в любом ее виде, оценит и подтвердит эту мысль. Мы отлично знаем, что такое "штамп" в искусстве. Но мы очень редко задумываемся о том, почему, чем, и насколько заштамповано, клишировано наше сознание и в жизни, и в профессии. Иметь мужество признать это, попытаться сбросить "культурные" клише, вглядеться не привычным взглядом в историю, литературу, искусство, «примерить» на себя «другое» сознание - к этому подталкивают и работы Пятигорского и сама его личность. Пятигорский родился 1929 году и детство его пришлось на тридцатые - об этом написан автобиографический роман "Философия одного переулка", в котором дети тридцатых "абсолютно идиотскому языку времени противопоставляли свой собственный язык - не менее идиотский, но - свой" (Пятигорский. "Индивид и культура", "Вопросы философии", 1990, №5 с.93-104).
          Завораживают некоторые подробности его биографии - он начал заниматься индусской философией и буддизмом в Советском Союзе добрежневской эпохи, он снимался у Иоселиани в фильме "Охота на бабочек", завораживают темы его трудов и даже просто некоторые названия его статей и лекций, например: "Утопия как незажившая интрига", "Толстовская трактовка буддизма", "Катафалк Ж.-П. Сартра", "Имеет ли мыслящий человек право ошибаться?", "Кому сейчас нужен Сократ?".
          С 1974 Пятигорский живет и работает в Великобритани. В России опубликованы "Избранные труды", "Мифологические размышления" ( 1996), большинство же работ издается в Лондоне, на английском, как, например, исследование "Кто боится франкмасонов?" (1997).
          Все, кто знает Пятигорского лично, утверждают, что его философствование, парадоксальным образом отрицающее язык - ярче всего выражается именно при "говорении". Философу необходимо живое присутствие "здесь" и "теперь", непосредственное разыгрывание, выполнение голосом и телом события под названием "мысль". (Г.Амелин).
          Впрочем, самое главное в существовании, мышлении и "говорении" Пятигорского, это то, что он провоцирует потребность и способность размышлять: "Во всякое время одни думают, другие - нет (многие от занятости и от гордости занятостью)".

В продолжение
"Стетоскоп" №37 - "Оптические иллюзии"
На главную страницу

 Обновление галереи Юрия Васильевича Титова