В
оглавление 40го номера журнала "Стетоскоп"
На страницу
журнала "Стетоскоп"
На
главную страницу
Татьяна Балутина.
Записки школьного учителя
Ее труп обнаружила учительница физкультуры. Должно
быть, это сильно испортило ей выходной день.
Из кинофильма "Эркюль Пуаро Агаты Кристи".
7.15 - зазвонил будильник. Миссис Сэвэдж автоматически
отключила его и сонно поежилась. Да, да, да... Сейчас, сейчас...
Встаю...
7.30 - неуверенно нащупывая в темноте стену коридора, миссис Сэвэдж продвигается
в сторону ванной комнаты. "Почему отключили свет? Надо проверить пробки..." Миссис
Сэвэдж наощупь открывает воду в ванной, шарит по полочке в поисках зубной щетки,
попутно роняя пластиковый стаканчик "Coca Cola - путь к победе!",
щетки разлетаются по щербатому кафелю пола. Мыло найти легче. Стоит только
провести по стене сверху вниз, и неизбежно наткнешься на мыльницу. Не успела
миссис Сэвэдж намылить руки, как внезапно зажегся яркий свет. От неожиданности
миссис Сэвэдж зажмурилась и застыла с куском мыла в руках. Переведя дыхание,
миссис Сэвэдж приоткрыла глаза и, сквозь склеенные сном ресницы, увидела, что
стоит у доски в своем родном классе. Рука с мылом застыла над гладкой поверхностью,
наполовину исписанной "Palmolive - ароматерапией" "Боже мой,
как неудобно получается! На мне такая несимпатичная сорочка и тапки на ногах
разные. Ну, надо же, как назло. Хотя, тапки ученики вряд ли заметят, только
бы скорее сесть за стол". Но дорога до стола оказалась невыносимо длинной.
Задыхаясь и шумно потея, миссис Сэвэдж тянулась к спасительному стулу, но он
предательски отодвигался и расплывался перед глазами…
8.20 - одним рывком миссис Сэвэдж вскочила с кровати, схватила будильник, одновременно
дергая выключатель лампочки. Будильник выскользнул из рук. Миссис Сэвэдж вскрикнула,
но успела подхватить его у самого пола. Поднесла будильник к лицу и, щуря подслеповатый
левый глаз, попыталась разобрать цифры. Они путаются и никак не складываются
в часы и минуты. Миссис Сэвэдж замечает, что бессмысленно крутит будильник
в руках. "Спокойно, спокойно. Глубокий вздох и... Какой ужас! Через десять
минут надо выйти из дома. Так, так, так... Ничего, ничего..." Подхватив
со стула одежду, миссис Сэвэдж бросилась на кухню. Включив электрочайник, бегом
в ванную. Приходится умываться холодной водой, т.к. водогрей миссис Сэвэдж
включить забыла, а бежать снова на кухню времени нет. Морщась от боли - ледяная
вода полоснула по зубам, - миссис Сэвэдж натягивает колготки, свитер, дергает
молнию джинсов, рука по привычке пытается застегнуть давно потерянную металлическую
пуговицу. На кухне щелкнул вскипевший чайник.
"У тебя, детка, абсолютный музыкальный слух," - бросила через плечо
элегантная дама. Миссис Сэвэдж почувствовала знакомый запах изысканных духов
и серый газовый шарф нежно щекотнул ее по щеке, в то время как закрытые туфли
на высоком каблуке несли даму дальше по огромному, выцветшему ковру.
Миссис Сэвэдж очень гордится своим музыкальным слухом. Она, не глядя, безошибочно
определяет, кто кому подсказывает на контрольной, а ночью, лежа в кровати,
на четвертом этаже различает, как захлопывается входная дверь, впуская запоздалых
жильцов. Горький "Nescafe - все только начинается!" обжег по-осеннему
воспаленное горло.
"Мальчики, куда вы!", слышит бедная запыхавшаяся миссис Сэвэдж пронзительный
крик. Балансируя на последней ступеньке крутой школьной лестницы, она поднимает
глаза и видит худенькую, беззащитную мисс Грин. Пепельные волосы выбились из
хитроумной прически, руки раскинуты вслед убегающим подросткам. "Мы пописать!", "Какой "пописать",
у нас контрольный диктант!". Слова застывают в воздухе и, падая, забивают
хрупкое горло мисс Грин. Она судорожно кашляет, виновато косится в сторону миссис
Сэвэдж, учительницы пожилой и многоопытной, невольной свидетельнице неудавшегося
воспитательного процесса. Миссис Сэвэдж снисходительно улыбается и...
8.30 - Миссис Сэвэдж мысленно ощупывает свое тело. Оно покоится на чем-то горизонтальном,
мягком, теплом и уютном. Не спеша приоткрывая глаза, миссис Сэвэдж видит серенький
проем окна, скромный невзрачный день ждет ее. Миссис Сэвэдж вяло нащупывает
будильник. "Боже, как я устала. Где же он... А, вот, на полу, какой отвратительно
пыльный пол, восемь тридцать... прощай утренний кофе, только-только натянуть
джинсы и свитер... Ну что за унылый свитер, а если набросить шарфик или брелочек...
где же хоть что-нибудь!.. в зеркало лучше не смотреть... припухшие глаза, бесцветные
губы, слежавшиеся волосы... (хотя, если подумать, то слежавшиеся волосы лучше,
чем полное отсутствие их. Именно это приключилось однажды с миссис Браун, которой
приснился кошмарный сон о том, что у нее выпали волосы с левой стороны головы,
а утром она обнаружила клок спутанных волос на подушке и действительно шершавую
округлость левого полушария. (Циничные представители родительского комитета
подарили ей парик на День учителя). Где-то был карандаш и помада "Oriflame
- естественная свежесть!" Миссис Сэвэдж нервно роется в косметичке, нащупывает
стоптанный карандаш неопределенно бурого цвета и рисует старомодные "стрелки", "Кажется
этой помаде меньше года? Говорят, от старой помады может развиться рак губ.
Тьфу, тьфу, тьфу... надо дотянуть до пенсии, а там..." В памяти миссис
Сэвэдж возникает счастливый образ доньи Долорес, ее старшей коллеги, которая,
внимательно сосчитав однажды годы, честно отработанные на одной и той же ниве
просвещения (что, как известно, особенно ценится в среде единомышленников),
собрала чемоданы, тихо затворила дверь родного кабинета и отправилась в... "Господи,
куда же она уехала, эта несносная донья Долорес? Хоть бы написала. Мы ведь
договорились жить вместе, в маленьком провинциальном домике с клумбами левкоев
и маргариток." Миссис Сэвэдж шаркает в ванную. Это - самая светлая и потому
беспощадная комната в квартире миссис Сэвэдж. Из зеркала на нее смотрит припухшее
лицо с вульгарно обведенными сонными глазами. Краска незаметно превращается
в собственно синяки под глазами. Губы, как у Арлекина, причем правый край задрался
вверх в коварной усмешке, мол, мне-то все известно заранее, а левый - обреченно
сползает к подбородку. "Боже, как я устала." Миссис Сэвэдж открывает
до отказа кран горячей воды (все равно водогрей я так и не включила), выжимает
на руки жидкое мыло и плещет отвратительным кипятком себе в лицо. Детские соленые
слезы пополам с кипятком стекают в канализацию, устремляясь на третий этаж,
где смешиваются с мыльной водой застиранных пеленок, на втором - поток обогащается
сплеванной зубной пастой, на первом вдогонку несется жирный смыв чугунной сковородки
и водная лавина несется дальше. Оловянный солдатик - ау!..
"У меня дочь сегодня обварила себе лицо" - "Как? Что?" - "Да,
у нас отключили горячую воду, она вскипятила кастрюлю и понесла ее в ванную,
по дороге споткнулась о соседский стол и прямо, знаете ли, нырнула туда, в кипяток" - "Скорее
приложите ей полотняную тряпочку с мочой. Моча - все лечит. У меня вот однажды..." Миссис
Сэвэдж пытается разлепить еще горячие веки и сквозь полоски рези глаз видит,
что сидит в курилке на работе, перед ней чашка остывшего кофе, а разговор о бедной
обожженной затеяли миссис Олрайт и миссис Лауд. Видимо, несчастье произошло с
неуклюжей дочерью миссис Олрайт, а миссис Лауд знает, как исправить досадное
недоразумение. Миссис Олрайт нервно курит и согласно кивает головой. "Н-н,
н-н. Н-н" Не пропустить бы, какую именно тряпочку смочить, и, "...конечно
стерильнее всего не пользоваться никакой, вы слышите, никакой посудой, а только
прямо раз и пописать на тряпочку. Лучше всего на полотняную, но вы же понимаете,
сейчас так тяжело найти натуральную ткань..."
Миссис Сэвэдж привычно отхлебнула кофе, почти не прислушиваясь к разговору.
Зачем вникать, если все это скоро исчезнет, и она снова окажется в уютной продавленной
кровати. "А вас, миссис Сэвэдж, звонок на урок не касается? У вас что,
нет урока?" Миссис Лауд склоняется над миссис Сэвэдж, лицо ее строго и
озабоченно. Расплываются утренние сумерки за окном. Миссис Сэвэдж отряхивает
джинсы, вешает на плечо рюкзак, открывает дверь просмоленной тесной комнатки
с забранным решеткой оконцем и выходит на широкую дождливую набережную спокойной
сказочной реки. Ноги сами несут миссис Сэвэдж по улицам Латинского квартала,
запах утреннего кофе и сдобных булочек окутывает ее. Расправив плечи, миссис
Сэвэдж несется вперед и вверх. Влажная листва бульваров приятно холодит ноги.
Под собой она видит причудливо изрезанный узкими улочками город, окна мансард,
украшенные живыми цветами, из распахнутых окон доносятся воркующие утренние
голоса. Пролетая над парком, миссис Сэвэдж замечает, как собираются стайками
утренние пенсионеры, чтобы покатать шары. Дедули в аккуратных белых сорочках,
поверх накинуты темные жакеты, удобные мокасины на ногах. Она слышит их надтреснутые
голоса, неспешные обмены приветствиями. Пристроившись за парочкой прохожих,
она подслушивает их разговор. Женщина в длинном легком бежевом пальто, туфли
без каблука, на плече коричневая сумочка. Рядом свободной походкой идет мужчина,
темное полупальто расстегнуто. Он чуть склонился к ней, руки разбивают рассказ
на такты, сдерживают возбужденную речь. Женщина легко несет себя вдоль Севастопольского
бульвара, ловко обгоняя прохожих. Чуть улыбаясь, она кивает головой, шелестит
пальто, уверенно звучат шаги. Миссис Сэвэдж не заметила, как утренний туман
сменился хмурым облачным днем и пошел мягкий теплый дождь. Он ласково прошуршал
по листве бульваров, слился с водой Сены и собрал город в сферу звуков и огней.
Широкие окна кафе заполнились нечеткими лицами смотрящих жизнь горожан. Возле
кафе маленький шляпный салон. За украшенной строгими и незатейливыми шляпками
витриной видны ряды разноцветных полок и чинно прохаживающиеся дамы. В приоткрытую
дверь робко скользнула миссис Сэвэдж. Мощный удар басов встряхнул ее, забился
в груди необъяснимой тревогой, ослепительные вспышки света отразили в зеркалах
растерянное лицо с приставленными к нему бесформенными огрызками фетра, органзы
и соломы, разноцветные ленты, цветы, птицы замелькали перед глазами изможденной
миссис Сэвэдж. Только самый тонкий и слабый ветерок пытался спасти, увлечь
миссис Сэвэдж назад и вверх по влажным от дождя, освещенным тусклыми фонарями
каменным ступеням. Туда, где расплывается в сером небе строгий контур купола,
где распахнуты двери ночных кафе и художественных магазинчиков, где чуть слышна
музыка, где один контур доверчив, а другой доверителен. Но миссис Сэвэдж уже
не помнила дороги и спросить не у кого, разве что у соседей с пятого, которые
отчаянно ломали стены в последнем и решительном бою за "евростандарт".
В
оглавление 40го номера журнала "Стетоскоп"
На
страницу журнала "Стетоскоп"
На
главную страницу |