|
В оглавление
40го номера журнала "Стетоскоп"
На
страницу журнала "Стетоскоп"
На
главную страницу
Е-1.
Сокровищница социальных ролей №1 |
Михаил Богатырев.
БЕЛЫЙ БЛОК /метабиблиографии/
В предисловии к своей новой книге "Символогон" наш
скандально известный соотечественник д-р Унжин
отмечает, что "несознательность народных масс" якобы "подобна
вечной тьме" (стр.7). Idem, вопреки всякой
логике построения текста, автор скатывается в затяжную
полемику с составителями "Малочастотного словаря
русского языка" Е.М. Думовой и Н.А.Онуфриевич.
Он обсуждает и осуждает недостаток как богословской,
так и общей эрудиции у современных филологов и
лингвоартистов. "Внешняя тьма, слегка интонированная
отблесками вечного огня - вот, пожалуй, единственный
эпитет, относящийся к словарным спискам, составленным
нашими учеными-малочастотниками!" - восклицает
д-р Унжин.
|
Е-2.
Эскиз логотипа "форма одежды" |
И тут, словно бы подтверждая свои слова, он
цитирует первый попавшийся под руку материал, что само по себе
выглядит скорее симптомом, нежели доказательством. Это начальные
строки башкирского народного эпоса: "Как жили во времена
древнее древнего? Тьма, глубокая тьма повсюду. Не видно ни
звездочки, ни огонька, лишь только ночь вокруг без конца и
без начала, без верха и низа, без четырех сторон света."("Урал-батыр" в
прозаическом переложении Айдара Хусаинова (dk@ufanet.ru)). "Несознательность
народных масс я бы сравнил с первобытной тьмой, в которой,
гремя костями, разгуливают скелеты ЧЕГО БЫ ТО НИ БЫЛО" -
добавляет д-р Унжин (стр.26). |
Е-3.
Сокровищница социальных ролей N№2 |
На последующих пяти страницах д-р Унжин рассуждает
о типах подмены понятий в лозунгах революционного времени. В пестром
и довольно-таки случайном списке подмен лишь два пункта показались
нам заслуживающими внимания. 1.Подмена воли рефлексией: "Вся
власть Советам!" "Совещающееся, сомневающееся многоголосье
по определению не способно властвовать. Соответственно, Советы
- это собирательный образ, нацеленный на формирование массового
безразличия к смыслу и содержанию директивной информации" 2.Подмена
информации энергией: "Знание - сила". "Ученье -
сила, неученье - слабость, сказал бы ученый-малочастотник, и был
бы прав! - саркастически замечает д-р Унжин. - Знание же подобно
лучу света, который выхватывает из предлежащей ему тьмы народной
несознательности тот или иной самодвижный остов, скелет некоторого
смысла. Будучи освещенным, скелет мгновенно обрастает плотью и
кровью. Разум же наш, подобный светочувствительной пластине, регистрирует
в этот момент появление СИМВОЛА" (стр. 82). Сказав сии слова,
д-р Унжин сбивается на бессвязный лепет. Он отчаянно жонглирует
понятиями, пытаясь осуществить возгонку и ректификацию неуловимой
символической субстанции, и даже само заглавие книги: "Символогон" являет
собой пример "неразумного действия разума в его попытке начерно
отождествиться с освещаемым объектом - светом". На странице
90 мы явственно слышим бездоказательный шелест русских софиологических
вольностей. Пространный экскурс в поэзию Блока и прозу Белого в
конце концов настолько утомляет автора, что он просто-напросто
теряет дар речи. "Думается все же, что проницательный и отзывчивый
читатель, - пишет он в подстрочном примечании на странице 116,
- поймет и простит меня, когда я скажу, что в моменте определения
символа мое сознание было словно бы заклинено, заблокировано. Да,
да, именно так: на месте дефиниции я вижу какой-то сплошной БЕЛЫЙ
БЛОК". |
E-4.
Сказка о рыбаке и рыбке. Стилистическая проба N№1
|
Признаюсь, что дальше читать этот бред я не смог. С трудом поборов желание
бросить книгу д-ра Унжина в стопку несвежих газет, предназначенных для растопки
камина, я обратился к последней странице опуса. Здесь, в размеренном и чинном
послесловии профессора психиатрии некоего М. Копфа, образное недомыслие д-ра
Унжина агонизировало на скрипящей академической скамье, но тем ужаснее выглядели
и сама скамья, и наш бедный кататоник. Привожу эту страницу (за номером 197)
целиком. "...стей народного карнавала. Думается, что лингвисты оценят
иронию автора, заменившего коллективное бессознательное Юнга на "несознательность
народных масс", а студенты-философы вздохнут с облегчением, прочитав
тот пассаж, где архетипу присваивается звание динозавра. В псевдоинтеллектуальном
сквозняке д-ра Унжина, в его квази-дефинитивной мистерии каждый звук отражает
себя самое, и смысл сказанного обуславливается не логикой мышления, а побочными
ассоциациями, зачастую фонетического характера. Так, поддавшись обаянию дантовской
строки "tra feltro e feltro" ("...меж войлоком и войлоком..."),
д-р Унжин пишет: "И действительно, массовая сознательность должна бы
представлять из себя светофильтр, состоящий из света же, и предназначенный
для того, чтобы регулировать интенсивность луча, направленного во тьму бессознательности".
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что психоделический код, каковым,
по сути, и является прочитанный нами текст, действует избирательно, в отличие,
скажем, от политического лозунга, философского или литературного произведения,
еtc.
В оглавление 40го
номера журнала "Стетоскоп"
На
страницу журнала "Стетоскоп"
На
главную страницу |
|
|