Александр Елеуков
Псалмы, сонеты и песни, печальные и благочестивые
винтажное эссе
(иллюстрации Кристины Зейтунян-Белоус)

в начало

22 дня в сумасшедшем доме
(март-апрель 1982 - июнь-август 2006)

(день седьмой. в апатии)

В старые игры жизнь играет...
Зачем я себя перевернул?
Адама и Еву изгнали из рая...
Ну?..

Мне думалось - сам себя я разрушу,
слеплю заново в тишине-покое,
думалось мне - получится лучше...
Какое!..

Я не заметил, что, строя миры,
я - сверхценный кварк -
звезды, деревья, дома, дворы
по подобию своему лепил. Ну, а иначе как?

Но верую
в тебя, мне откроющую глаза
на домов коробкИ серые,
верую!
Я тебя еще не узнал,
но - верую! Верую! Верую!

24 марта 82

(поговорим о цезуре на третьей стопе) поговорим о цезуре на третьей стопе, потолкуем о дыхании и об амфибрахии... ритм в стихотворении нужен для того, чтобы помогать читателю дышать - правда-правда! либо быстро, ритмично - в двухстопном стихе, либо размеренно - в трехстопном, либо - забыть о дыхании в аритмичности белого стиха... а что же цезура, перебив ритма в строго означенном месте? цезура позволяет передать сбой дыхания в важном для поэта месте стихотворения. если же поэт юн и порывист, если чувства распирают его настолько, что и не до стиха совсем, по-честному-то, тогда и появляются провалы ритма или, чаще, длинноты, не оправданные ритмом, но - вот, нужно было именно это сказать ведь! и пусть куда-то проваливается и рифма, но - ведь именно это слово рвется наружу! так я читаю стихи юных, искренних и малоискушенных в поэтическом мастерстве поэтов - отбиваю пальцем ритм, вслушиваюсь в созвучия, и именно там, где слышится диссонанс, именно в том месте, где стих ломается напрочь, и проступает настоящая, искреняя донемогу поэзия!

(день седьмой. в апатии. поправленное. не факт, что лучше)

В старые игры жизнь играет...
На кой же себя я вывернул?
Адама и Еву поперли из рая...
Ну?..

Мне думалось - сам себя разрушу,
сложу заново – атом на атом,
думалось мне - получится лучше...
Куда там!..

Как ни божился былое простить,
простить его и простить ему,
опять леплю себя, как ни верти, -
по подобию своему!

Утро за утром плыву в пустоте,
закрываю глаза – верую, верую! -
открываю - все то же – небо серое,
лица серые, серый день.

30 июня 2006

Париж осенью, ноябрь 2004

аesthetoscope_ концепция_ прекрасного

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - aesthetoscope_ концепция_ прекрасного представляет собой обзор попыток постижения прекрасного и представляет образцы прекрасного, реализованного при помощи высоких технологий.

"Стетоскоп- Aesthetoscope"

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Стетоскоп-Aesthetoscope" содержит в себе обновленный и дополненный архив парижского литературно-художественного журнала "Стетоскоп"

(день седьмой. в зарождении зуда)

обиду я
забуду ли,
но буду я!
любовь моя
поругана,
запугана...
снегирь...

обиду я
забуду ли,
но буду я!
постель мою
каток залил...
любовь мою,
надев коньки,
кататься я учил...
на ветке там
сидел снегирь...

обиду я
забуду ли,
но буду я!

24 марта 82

(о прелести стиха) прелесть стиха в отзвучиях, в шуме и звоне, остающихся в воздухе после прочтения поэтических строк... «шла саша по шоссе... и сосала сушку...» вы слышите трагедию, слышите шорох шин за спиной у наивной Саши? – «шла саша по шоссе...» - и подсвист ветра и неровное подтормаживание? – «...и сосала сушку...» - а дальше – точно! переход на «ззз...», на «жжж...» и «крд-ах!»... мастерство владения словом продолжается в мастерстве владения звуком, шорохом, посвистом и – в конце концов – одним лишь намеком на возможность звучания.

(день седьмой. в зарождении зуда. чуть больше льда)

обиду я
забуду ли,
но буду я!
любовь моя
унижена,
пристыжена...
снегирь...

обиду я
забуду ли,
но буду я!
в глазах моих вода,
а на сердце – застыл
стеклом прозрачный лед,
любовь не оживет,
глядит из-подо льда...
и снова здесь снегирь...

обиду я
забуду ли,
но буду я!

30 июня 2006

в продолжение

Aesthetoscope_7@

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Aesthetoscope_7@" посвящен обзору новых технологий и представляет образцы их использования во вдохновенном художественном творчестве.

"Aesthetoscope в мире прекрасного"

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "В мире прекрасного" - посвящен обзору событий на стыке искусств и новых технологий.