Александр Елеуков
Псалмы, сонеты и песни, печальные и благочестивые
винтажное эссе
(иллюстрации Кристины Зейтунян-Белоус)

в начало

22 дня в сумасшедшем доме
(март-апрель 1982 - июнь-август 2006)

(день десятый. после депрессии)

Девятый вал
миновал.
Живы-не живы - пиратствуем,
ждем вал восемнадцатый...
Да здравствуют выжившие в депрессии,
перешагнувшие через боль!
Сам себе закажу мессу я,
сам уставлю яствами стол,
сам себе рубашку белую
выглажу. Праздник у меня пока!
Сижу. Ничего не делаю.
Подсаживается тоска...

27 марта 82

(о юных поэтах) Пишет девушка: "мне понравились Ваши стихи. Они, правда, Ваши? Я тоже пишу" и дает ссылку. Мне, честно говоря, давно неинтересны стихи, мне становится грустно от необходимости читать их, но я добросовестно открываю страничку и читаю...
          Я люблю поэзию, но я давно нашел своих любимых поэтов и любимые строчки. Мне не нужно снова испытывать чувства и душу переживанием чужих опытов стихосложения. Мне не нужно... Мне не нужно даже перечитывать Рембо, Пруткова, Мандельштама, Уитмена, я просто знаю, что на свете есть та гармония смысла и его звучания, которая позволяет мне быть в мире с миром.
          Почему же я все-таки считаю себя обязанным читать эти зачастую неуклюжие, а порой искренние до неловкости тексты? Что заставляет меня искать деликатные выражения для ответа? Неужели только память о себе - юном поэте, так жаждавшем признания? Только сочувствие к себе, бывшему? К чему бы эта ответственность перед словом, перед порывом, перед наивностью?
           Пишите, барышня, обязательно пишите! Пишите для себя повзрослевшей и поумневшей, для детей и внуков! Пишите в память об опыте чувств, в назидание и для умиления! Как угодно пишите...
           Только, ради бога же, не считайте это все поэзией. Слова, не обращенные к читателю, не предполагающие его, не уважающие его слух и чувства - не поэзия. Не вылюбленное, не выношенное, не рожденное с кровью - не поэзия...
           Вот и вычеркну напрочь этот стих - "день десятый. после депрессии" - словно и не было его.

Париж осенью, ноябрь 2004

аesthetoscope_ концепция_ прекрасного

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - aesthetoscope_ концепция_ прекрасного представляет собой обзор попыток постижения прекрасного и представляет образцы прекрасного, реализованного при помощи высоких технологий.

"Стетоскоп- Aesthetoscope"

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Стетоскоп-Aesthetoscope" содержит в себе обновленный и дополненный архив парижского литературно-художественного журнала "Стетоскоп"

(день десятый. медсестре)

Бросил я рыбку в синий прах -
показались глаза озерами...
А рыбка любви затерялась в стихах
за повторами, за повторами:
"я люблю... я люблю... я люблю..."
Только слышно, как плачет:
"Чего тебе надобно, старче?.."

27 марта 82

(еще и еще раз об образном ряде стихотворения) Стих лаконичен и еще в большей степени, чем поэма или прозаические литературные формы, требует отточенности образа и безупречности его воплощения в слове. Две строфы, один вдох и один выдох, закрыть глаза и увидеть, задержать дыхание и услышать стук сердца... Чтобы написать такое стихотворение, нужно отвлечься от желания написать красиво, от слепого перебора слов, вплывающих в сознание, но - сосредоточенно выпестовать в себе образ, увидеть его в деталях, услышать его звучание и разговоры и уже из них - выдохнуть слова. Не получилось, не увиделось - лучше и промолчать вовсе.

(день десятый. медсестре)

Показались глаза озерами...
Я - за карандаш, как головой в воду!
А стих изворачивается, изводит,
лист за листом заполняю повторами
"я люблю...", "я люблю...", "я люблю..."

Плеснет вода - отражение мечется...
В паузах слушаю, как стучит сердце

6 июля 2006

в продолжение

Aesthetoscope_7@

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Aesthetoscope_7@" посвящен обзору новых технологий и представляет образцы их использования во вдохновенном художественном творчестве.

"Aesthetoscope в мире прекрасного"
Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "В мире прекрасного" - посвящен обзору событий на стыке искусств и новых технологий.