Александр Елеуков
Псалмы, сонеты и песни, печальные и благочестивые
винтажное эссе
(иллюстрации Кристины Зейтунян-Белоус)

в начало

22 дня в сумасшедшем доме
(март-апрель 1982 - июнь-август 2006)

(день одиннадцатый. письмо старой знакомой)

Пойми и меня, дочурка, -
Я забыл, что такое любовь.
Мне сейчас одиноко и жутко,
Привези мне свое тепло.

У меня сейчас в сумасшедшем доме вечер,
Музыка спокойная отовсюду льется.
Приезжай! Ты мне стукнешь в окошко легче,
Чем дождинка. Клянусь, отзовется

В каждой клеточке твой приход!
Я здесь трещинку в стенке нашел,
И мы убежим. Вот
И будет все хорошо.

У вас там, наверное, дожди и дожди,
Холод стынет на руках и антеннах.
Может быть, тебе тепла не найти,
Не собрать по заиндевелым стенам.

У нас сейчас в сумасшедшем доме вечер.
Ты жди, я сам приду. Притворюсь, что сам себя я нашел.
Зажжем теплые-теплые свечи,
И будет все хорошо.

28 марта 82

(как распознать творение юного и неискушенного поэта) Мне много пришлось прочитать стихов начинающих авторов, и я много думал о том, чем же они выдают себя, что же это за особенность, которая позволяет почти безошибочно распознать творение юного и неискушенного поэта? и, честно говоря, долго не мог понять этого. я искал неуклюжесть и ошибку, пытался услышать неискренность и фальшь и не сразу понял, что это неверно.
          Однажды мне принесли очередную тетрадку со стихотворениями, и предупредили, что это стихи тяжело больной девушки, проходящей курс лечения в психиатрической больнице. я с интересом естествоиспытателя взялся за чтение, и, чем дальше я вчитывался в порывистые строки, тем отчетливее в моем сознании вырисовывалось такое соображение - я заметил, что стих девушки довольно строг, ритм и рифмы убедительны, если чего не хватало в нем - так это цельности образного ряда, и если чего было в избытке - так это порывистости и страстности - в отдельных местах, лишь в отдельных... и сейчас я скажу главную мысль - ритм ломался именно там, где автор хотела сказать что-то важное, рифма пропадала тогда, когда чувство побеждало стих.
          я нашел тетрадки авторов из литобъединения и стал перечитывать стихи именно таким образом - почти не вникая в смысл, я отсчитывал ритм и находил перебои в нем, просматривал рифмы и находил самые неловкие из них, и помечал эти огрехи красным карандашом. а потом перечитывал стихотворение, но уже со знанием о том, что вот эти места, помеченные красным - самые важные для автора. это напоминало разгадывание собственного полузабытого сна, или подглядывание за целующимися у всех на виду влюбленными - я вдруг гораздо отчетливее стал понимать чувство автора, проникался сочувствием к нему и - что теперь был стих! что его огрехи и неловкости! конечно же, пиши, милый, хотелось воскликнуть мне - пиши, если тебе легче от этого, если у тебя со словом такие искренние отношения!

(день одиннадцатый. письмо милой, милой)

Я запутался, милая, знаю, -
Расскажи, что такое любовь.
Мне сейчас одиноко и вновь
Что ни вечер - тебя вспоминаю.

Тут у нас за окном стемнело,
Слышишь? - музыка тихо струится...
Приезжай! Докторам ведь нет дела,
Отчего мне сегодня не спится!

Я смотрю в потолок, я нигде...
Между трещин - то дали, то лики...
Приезжай! Мы взлетим и - проникнем,
И - растаем в полночной звезде!..

12 июля 2006

Париж осенью, ноябрь 2004

аesthetoscope_ концепция_ прекрасного

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - aesthetoscope_ концепция_ прекрасного представляет собой обзор попыток постижения прекрасного и представляет образцы прекрасного, реализованного при помощи высоких технологий.

"Стетоскоп- Aesthetoscope"

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Стетоскоп-Aesthetoscope" содержит в себе обновленный и дополненный архив парижского литературно-художественного журнала "Стетоскоп"

в начало

(день двенадцатый. размышления о биогенезе и о моем месте в нем)

Я - многоклеточная водоросль,
которая теченьями колеблется легко.
А держится хрупкая тонкая поросль
за самоцветный камушек стихов.

Было время, когда каждой клеточкой
держалась водоросль за любви благородный коралл,
но приплыл аквалангист с перекидной сеточкой,
полюбовался им и - оборвал.

И опять приближается мой аквалангист...
Чувствую - полюбуется на самоцветный камушек,
оборвет меня - длинный зеленый лист -
отшвырнет к стайке рыбешек-самочек

и уплывет. А мой длинный зеленый хвост
сжует какая-нибудь инфузория...
Быть или не быть? - гамлетовский вопрос...
А здесь совсем другая история!

29 марта 82

(поэт должен быть один, одинок, трагичен, нелеп и рано убит) Поэт должен быть один, скажу решительно и безоглядно. Ломоносов, Державин, Пушкин, Саша Рижанин... Два поэта - большая путаница и дискредитация идеи совершенности стиха. Союз писателей - просто мука, литературные объединения - шайки голодных писак. Поэт должен быть один, одинок, трагичен, нелеп и рано убит. Он нужен нам как судьба, как подтверждение того, что то, что мы читаем, было по-правде. Мы простим поэту плохой стих, пусть будет "любовь-кровь", если это написано кровью. Почитайте ранние стихи Пушкина, "На смерть поэта" Лермонтова, целиком, без изъятий "Стихи о Прекрасной Даме" Блока - сколько там нетвердых рифм, сбоев ритма, напыщенности образов и просто дурновкусицы! Вы увидите, насколько глухим может быть читатель, привыкший к имени поэта, выучивший его право на стих и уверовавший в его искренность. Читателю нужно, чтобы Пушкина застрелили, чтобы Мандельштама расстреляли, чтобы у Ахматовой всех посадили, а она уводила и уводила чужих мужей... Просто стих, без крови - не стих.

(день двенадцатый. с мыслями о теплом море)

Мне представилось вдруг, что я - водоросль,
на теплом мелководье, в Полинезии...
Солнце, шхуны, пьяные матросы...
А я корнями пророс в скалу поэзии!

Обвивал, чудится мне, гибкой ласкою,
оплетал листьями я любви ярко-алый коралл...
Но стряслось, представляется, - в ластах и в маске
приплыл мальчонка, хвать его! и обломал...

Как я выжил, растрепанный, как метался и рвался,
пересказывать не хочу, допридумывать лень...
Но как ночь наступает - снова чудится этот, в ластах,
отражением в потемневшем стекле,

вдруг блеснут на краю уставшего поля зрения -
пузыри, плеск - и опять ни души...
Повторяю старательно, утопаю в повторениях, -
держись крепче, милый! пиши, пиши...

27 июля 2006

в продолжение

Aesthetoscope_7@

Очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "Aesthetoscope_7@" посвящен обзору новых технологий и представляет образцы их использования во вдохновенном художественном творчестве.

Кристина Зейтунян-Белоус

"Aesthetoscope в мире прекрасного"

Готовится к выпуску очередной выпуск журнала "Aesthetoscope" - "В мире прекрасного". Выпуск будет посвящен обзору событий на стыке искусств и новых технологий.