В
начало
Современность
Что
иметь в виду под современной литературой? В русском случае это понятие
отнюдь не является само собой разумеющимся.
Ещё
в начале девяностых годов специалисты по современной русской литературе
метрополии могли расходиться во мнениях относительно ее нижней временной
границы, считая таковой или хрущевскую оттепель, или даже окончание второй
Мировой войны.
Периодизация
литературы диаспоры делалась по "волновому" принципу, согласно
которому современной считалась литература третьей волны эмиграции (с начала
семидесятых годов).
Так
или иначе, но счёт шёл на десятилетия.
Новизна
ситуации, которую переживает современная литература в России, заключается
в том, что ей всего не более десятка лет. При этом подавляющее число ее
участников вошло в литературу или, по меньшей мере, воспитывало свое представление
о ней в предшествующий период. С тех пор принципиально изменился автор,
текст, читатель, посредник, а в результате - и сама словесность. Те, что
не изменились - оказались маргиналами. Причем маргиналами стали неизменившиеся
представители как бывшего официоза, так и андеграунда.
Перемены,
произошедшие в России, имеют решающее влияние на литературную ситуацию
в русской диаспоре и, в частности, во Франции. Финансовый и символический
капитал, которым обладала эмигрантская литература, обеспечивался ей за
счет России. Финансовый - так как она существовала прежде всего на средства
западных правительственных и частных организаций, рассматривавших поддержку
её как одно из средств борьбы с советским режимом. Символический - ибо
слово тамиздата было словом людей, решившихся на конфликт с властями,
пострадавших в этом конфликте и тем самым героизировавших свое слово,
покинувших Советский Союз и обретших возможность тиражирования этого слова,
поселившихся на Западе и получивших возможность свободных и неограниченных
контактов с мировой культурой.
Терминология,
определяющая перемены в России с конца 1980-х годов, и особенно с момента
распада СССР (рубеж 1991-92), ещё находится в процессе становления. В
зависимости от позиции наблюдателя речь может идти и о "крушении
империи зла", "становлении демократии", и о "стадии
первоначального накопления капитала", и о создании "клептократии"
(власти воров) и "мафиозного государства". Так или иначе, в
результате этих перемен современная литература русской эмиграции своих
прежних капиталов лишилась. Эффект утраты оказался настолько шокирующим,
что авторы ответов на нашу анкету, знавшие лучшие времена, утверждают,
что её просто больше нет, во всяком случае, во Франции, а подавляющая
часть остальных говорит о её существовании с весьма серьёзными оговорками.
В
продолжение
|