В начало
Адриан
оскоплением называл также и обрезание по иудейскому обычаю, и иудеям не
удалось убедить императора, что это не изуверство.
- - - См.: Бердников И.С. Государственный характер римской религии,
с. 112.
В конце концов согласились на том, что ни в коем случае не должны
обрезываться взрослые люди, что, фактически, сводило иудейский прозелитизм
на нет. Иудеи в силу исторических причин смирились с этим, окончательно
обособившись от мира. "У римского правительства, - как отмечает проф.Бердников,
- были на счету все последователи иудейского закона (так как иудеи поголовно
платили дидрахму), правительство строго следило за тем, чтобы кто-нибудь
не жил по-иудейски без заявления о том его агентам и без взноса подати,
или кто-нибудь из иудеев уклонялся от взноса подати посредством скрытия
своего происхождения".
- - - Проф. Бердников И.С. Обязательность для римского гражданина
гос.культа. "Православный собеседник", 1881, NN1-4, с. 238.
Такое положение вещей вполне устраивало римских правителей,
так как иудеи, согласно нашему образу-схеме, заняли определенное место
в Roma quadrata. отведенное римскими властями, и не посягали на большее.
Хорошим примером римской толерантности
к иудейской религии служит предписание императоров Севера и Антонина относительно
получения должности деку-риона лицами иудейского вероисповедания, которое
сформулировано в трактате. Домиция Ульпиана так: "Тем, кто придерживается
иудейского суеверия, божественные Север и Антонин разрешили получать почетные
должности, возложив на них обязанности, которые не оскорбляли бы их
суеверия".
- - - Домиций Ульпиан, N1, книга VIII, с. 198.
То есть иудей мог быть декурионом и исполнять те обязанности,
которые не связаны с участием в жертвоприношениях языческим богам.
Если иудейство скрылось "под
покровом дидрахмы"
- - - Куликовский Ю. Христианская Церковь и римский закон, с.
10.
и заняло отведенное ему место в Roma quadrata, то христианство,
как уже говорилось выше, было обречено на попирание заветной межи.
Говоря другими словами, христиане периодически были обличаемы в дерзком
обращении со святыней. Святыня же была троякого рода: sacrum, sanctum
и religiosum.
- - - См.: Бердников И.С., вышеуказ.соч., с. 102.
Sacrum - это то, что посвящено
богам от имени государства законной властью в установленной форме, то
есть это - храм, жертвенник, место, на котором стоит храм, храмовая утварь,
статуя божества, священные рощи.
Оскорбление священных предметов называлось
у римлян словом sacrilegium (то есть святотатство).
К sanctum относились государственные
законы, городские стены (межевые знаки), ворота, валы, а также
кладбища. Понятно, что тот, кто портил или даже пренебрежительно относился
к sanctum, совершал государственное преступление. В разряд sanctum входила
и личность императора, усвоившего трибунское достоинство.
К religiosum относились святыни частного
характера, которые преследовались в порядке гражданского процесса.
- - - Там же, с. 110.
Поначалу христиане могли
обвиняться в различных сакральных преступлениях. Полагаясь на ценные труды
проф. Бердникова
- - - Там же, с. 107-111.
по исследованию древних юридических законоположений, мы можем
назвать такие обвинения, как неуважение к императорским статуям, холодность
и неактивность в чествовании божественного достоинства, несоблюдение праздничного
покоя, употребление человеческой крови в видах чародейства, наконец, суеверие
и волшебство.
Впоследствии, по мере знакомства языческого
мира с христианством и привыкания к нему, выставлялось два пункта обвинений:
1) оскорбление государственной религии в целом и, в частности, божественного
достоинства императора,
- - - Тертуллиан. Апология, главы 10, 24, 27, 28, 31,35.
и постольку, поскольку религия у римлян была государственной,
то 2) нарушение ее являлось также и оскорблением государственных законов
в целом, и, в частности, воли императоров - crimen laesae majestatis.
- - - У Домиция Ульпиана crimen laesae majestatis трактуется
так: "Ближе всего к sacrilegium стоит преступление, которое называется
оскорблением величества. Оскорбление величества имеет место тогда, когда
совершается что-либо против народа римского или против его безопасности".
(См. книгу VII, N1, с. 197).
To есть христиане одновременно оскорбляли sacrum, что являлось
crimen sacrilegii, и sanctum, что подводило под crimen laesae majestatis.
Но интересно, что sacrilegium (святотатство)
понималось как казнокрадство, то есть, если преступник украл что-либо
в храме, то соответственно, он наносил ущерб и оскорбление государству.
Техническим обозначением sacrilegium в уголовном праве, согласно Моммзену,
- - - Моммзен, указ.соч., с. 411.
было слово furtum (кража). Христиане же обвинялись в sacrilegium,
потому что в обиходе оно относилось ко всякому позорному преступлению
(flagitia). Христианские апологеты видели неправильное приложение к ним
crimen sacrilegii и выступали в защиту Церкви. Так, например, Тертуллиан,
обращаясь к проконсулу Скапуле, говорит: "Вы именуете нас святотатцами,
между тем как не находили еще ни одного даже простого вора между нами".
- - - См.: Тертуллиан. Послание к Скапуле, 2:4 в пер. Е.Карнеева,
с. 107; а также Апология Тертуллиана. гл. 2; Минуций Феликс "Октавий",
гл. 25. 38.
В
продолжение
|