В начало
Христиане,
недоумевающие по поводу терминов Тридентского Собора, отражающих гнев
и неудовольствие Божие после грехопадения, произошедшего, как они считают,
скорее по слабости и глупости, нежели из злостного неповиновения, забывают,
что этот первый грех нельзя рассматривать в отрыве от всех последующих
грехов и чудовищных преступлений, которые им были предрешены и предопределены.
Первый грех, и только он. ввел человеческий рот в эру совершённого греха,
поместив все человечество в новые условия, где владычествует грех, могущество
которого описано св.Павлом.
- - - "Они
исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены
зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники,
богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны
родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы"
(Рим 1:29-31).
Гнев Божий против греха
есть мера бесконечной любви Бога к грешнику, потому что именно грех отделяет
человека от Бога.
Важно заметить, что в предложенном нами толковании
дилемма моногенизм-полигенизм перестает быть проблемой богословской. Здесь,
скорее всего, более подходит термин "монокульпизм": единственный
грех, возможно, коллективный, самый первый, ответственен за начало осуществления
замысла Спасения. Но это не связано ни с моно-, ни с полигенизмом.
Согласно предложенному объяснению, первый грех сохраняет
всю свою значимость, но нам представляется совершенно ясным, что весь
комплекс грехов человечества сыграл не менее значительную роль в замысле
Божием. В этом смысле грех мира можно рассматривать как имеющий громадное
значение. Очевидно, применительно ко всем грехам мира, а не только
к первому греху рождающегося человечества. Бог создал свой план Спасения
и даровал Христа для осуществления этого Спасения. Предположим невозможное
(хотя на самом деле я, учитывая все обстоятельства, считаю это абсолютно
невозможным): первый грех мог остаться и остался единственным. Мог бы
он иметь и имел бы такие же последствия?
Действительно, безупречное пребывание человечества
в состоянии безгрешности и преимущества этого состояния были чужды единственному
замыслу Господа, который нам известен - тому, что осуществлен. Не стоит
самообольщаться и сожалеть об утрате этой идеальной ситуации, словно эта
утрата была чем-то почти невообразимым. В действительности, следуя логике,
непостижимым было конкретное положение вещей, а именно - сохранение состояния
безгрешности. Ангелы обладают большим духовным совершенством, чем люди;
однако даже это духовное совершенство не уберегло их от падения. Само
совершенство их природы сделало для них невозможным, согласно теологии,
покаяние после совершённого греха. Несовершенство человеческой природы,
способность воли человека к колебаниям, к флуктуациям, несомненно, облегчила
его грехопадение, не без злоумышленной помощи демона, но позволила раскаяться
и принять Спасение, принесенное Христом. Слабость человека - большая его
удача. Слова из Пасхальной заутрени "Блаженная вина" могут показаться
несколькое дерзкими, но можно, во всяком случае, безо всяких
оговорок воскликнуть: "Блаженна слабость, стоившая такого Искупителя!"
Итак, читая книгу Бытия в свете Апокалипсиса, мы видим
ясно, что следует рассматривать состояние целостности как состояние человечества,
достигшего духовного совершенства. Господь нисколько не предполагал немедленную
реализацию этого состояния: оно зиждется на совершенстве единственного
безгрешного Человека, когда-либо рожденного человечеством, на единстве
человеческого рода с Богочеловеком, и окончательном триумфе Богочеловека,
победившего две смерти.
- - - Приведем для сравнения рассуждение прот. Александра Шмемана из
книги "Водою и Духом. О таинстве Крещения": "... Биологическая
или физическая смерть не есть полная смерть, ни даже ее основная
сущность. Ибо в христианском видении смерть есть, прежде всего, духовная
реальность, к которой можно быть причастным и будучи живым и от которой
можно быть свободным даже лежа в могиле. Здесь под смертью понимается
отдаленность человека от жизни, т.е. от Бога, Который есть единственный
податель Жизни, Который Сам есть Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию
- ибо как человек не создал себя сам, так он не имеет власти и уничтожить
себя, вернуться в то ничто, из которого он был вызван к существованию
Богом, и в этом смысле он бессмертен, - а истинной жизни, которая была
"свет человеков" (Ин.1:4)". И далее: "Именно духовная
смерть делает физическую смерть человека истинной смертью, ужасом библейского
"шеола", где само выживание, само "бессмертие" есть
не что иное как "присутствие отсутствия", полная отделенность,
полное одиночество, полная тьма. И видение
и "чувство" смерти, смерти как ужасного и греховного закона
и содержания нашей жизни (а не только нашей "смерти"), смерти
"царствующей" в сем мире (Рим.5:14), мы будем не в состоянии
понять значение Христовой смерти для нас и для мира. Ибо Христос пришел
разрушить и уничтожить именно духовную смерть; Он пришел спасти нас именно
от нее".
Неизбежным
следствием тварной природы человечества явилась его неспособность устоять
перед искушением и готовность впасть в грех, вверженность в страдания
и в смерть, но спасаемого милосердием Божием и Воплощением Искупителя,
главы мистического тела, неустанно орошающего все человечество водами
потока жизни, ибо Он и есть неиссякаемый их источник. Если мы принимаем
эту точку зрения, становится понятно, что Бог никогда не имел другого
плана Сотворения и Спасения, и в этих условиях бессмысленно спрашивать,
воплотился ли бы Христос, если бы человек не согрешил. Грех был неизбежен,
и его не удалось избежать, и ответом Бога на этот грех было воплощение
Искупителя. Два аспекта этого плана невозможно разъединить. "Qui
propter nos homines et propter nostrum salutem". Пути Божественного
Провидения лежат за пределами нашего понимания и зависят только от Бога,
Который не дал нам знания о них.
перевод
с французского О.П.
|