Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
"±стетоскоп" N32
Михаил Богатырев
Эхо механической лестницы

Михаил Богатырев

Эхо механической лестницы

эклектические конструкции

          "По сути дела, жизнь человека - это стандартный расклад игровых ситуаций: при каждой сдаче возможен джокер, но, как правило, все расходятся при своих", - внушал Николаю Алябьеву голос. Слова шелестели, как игральные карты в руках фокусника, при этом сдвоенные бюсты суждений выскальзывали из объема комнаты, как если бы их извлекали из-под крахмальной манжеты; аргументы же шли втемную, плоской шеренгой, не ориентированной ни вверх, ни вниз; заметно было только, как мельтешит двухцветное волокно на плоских рубашках.
          Казалось, что артикуляционная мышца, лишившись координат, сокращается внутри нервной клетки. В итоге голос звучал из ниоткуда, - с ним невозможно было вступить в полемику, но, вместе с тем, от него нельзя было отказаться.
          
Неосмысленный взгляд Николая вновь и вновь упирался в стандартную плоскость: угол стены, серый край потолка... Какая наиничтожнейшая декорация на театре умственных действий(!), но зато какая свобода, какой мощный эффект отвлеченности от чего бы то ни было, сравнимый, разве что, с анонимным сиротством позднесоветской парковой скульптуры! Впрочем, гипсовый дискобол или бойскаут с отшибленной пятернею салюта внесли бы, пожалуй, неизгладимый отпечаток персонализма во взаимоотношения Николая и Логоса (оговоримся: дискобол возникнет чуть позже).
          
Голос тем временем набирал силу, конструируя внутренние механизмы жизненного стандарта, напоминающие маховики, сокрытые под циферблатом, по которому время бежит наперегонки с тенью, но без участия стрелок:

"...До и после себя экстаз оставляет
мадеполам, застиранные пеленки,
это все, что было и все, что будет, -
пробуждение в заколдованный круг.

          Но у будничной необходимости рождаться заново, на которую я сейчас намекаю, нет пересечений ни с мифом об Осирисе,  ни с патетикой "вечного возвращения", ни с коаном о "нерожденном" (в пересказе московского математика с рыбьей фамилией), ни уж, тем паче, с Колесом Сансары..."

          - Ну все, я, кажется, отхожу, - подумалось Николаю с какой-то вымученной, безучастной печалью. - То ли пьянею на чужом похмелье, то ли вступаю в последний предел трезвения.

"...Но ни то, ни другое, ни третье, -
продолжал витийствовать голос, -
не говоря уже о четвертом, 
не дают достаточных представлений
о новаторе постэкстатической эры,
уцелевшем после утраты девиза:
"Вне себя - как в себе, а в себе - неволя".

          Речь идет, безусловно, о человеке "текучем", но без всякой примеси эманаций Достоевского, Ду Фу, Гераклита,  не говоря уже о Вергилии, явившемся Данту.
          
Речь идет о тех, в чьих душах столкнулись два подземных флюида: призрак Рода и призрак Театра, причем, последний возобладал... Одержимые звериной гордыней самоумаления, эти люди растратили себя напоказ; выворачивая перед другими свое нутро наизнанку, они забыли о том, каков их подлинный облик. А в положенный час, когда приходит актерам время сходить со сцены и превращаться в людей, сюжет какой-нибудь чеховской драмы оказывается замкнутым в кольцевой бесконечности самопознания действующих лиц:
          
- Дядя Ваня, ты почему плачешь?
          
- Я плачу, милая, потому что не могу выйти из роли... Заклинило что-то у меня в душе...

          Ружье тем временем уберут со сцены, и кресла из зала вынесут на задворки, и когда, наконец, места соглядатаев опустеют, всем станет ясно, что театр жизни выехал в неизвестном направлении. Иллюзион закрыт. Что здесь теперь? Хранилище стекловаты?.. Канализацонная секция?.. Картотека автоцитат (Здесь уместна автоцитата:
"...Механизмы, мы снимся друг другу
(смех в системе канализации).
Нас - в обнимку - вращает по кругу,
Мы в системе канализации.
- Это я в системе канализации...
- Нет, я в системе канализации
- Нет, я в системе ка-на-ли-за-ции......
(М. Богатырев. "Стихотворная палка", 1995))?
          
Между тем, в зачехленном автобиографическом небе вращаются несколько дисков, насаженных на общую ось. Волевым усилием переносится восхожденец с одного диска на другой, соседний, хотя сам-то он, может быть, думает при этом, что стремит свое тело по лестнице вверх. Вверх по лестницам! - от массивной лестницы Иакова и подпорок Духа у Иоанна Лествичника до заезженного в 70-ые годы супершлягера группы Урия Хип под названием "Лестница в небо" (образ лесницы символически связан, заметим, с ожиданием обновления)..."
          
Голос замолчал, и Николай попытался сочетать в уме образы лестниц с начертательной геометрией диска, однако воображение его, уподобившись своенравному ремесленнику, отказывалось работать на заказ...
          
В себе, как в старинной радиоле, Николай неожиданно обнаружил и шкалу звука, и рукоять тембра, и какие-то генераторы, фильтры, - словом, все, чем характеризуется голос... но, вместе с тем, сменить частоту настройки Николай был не в силах. Его терзало сомнение. "Может быть, - думал Николай, - я имею дело с криком совести, а может быть, это болезненное порождение воображения..."

В продолжение
В оглавление