Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
"±стетоскоп" N32
Михаил Богатырев
Эхо механической лестницы

В начало

          "Как раз в двух соснах-то легче всего заблудиться, - продолжал невидимый собеседник, - можно, конечно, довериться поговорке, гласящей: "дорогу осилит идущий", да только ни в коем случае нельзя забывать, что путь "идущего" состоит из ловушек, самую первую из которых эзотерики приморского края называли "зона прилива" (см. для сравнения: "...Две группы человеческих существ работают с отсутствием прилива и отлива на физическом плане, но неизменно демонстрируют тягу к работе. Это люди, которые настолько малоразвиты и так низко стоят (если можно так выразиться) на лестнице эволюции, что у них нет ментальной реакции на обстоятельства, но есть исключительно отклик на физические потребности; их время уходит на удовлетворение желаний. Последнее никогда не прекращается, поэтому мало что можно назвать циклическим их выражением. Затем имеются мужчины и женщины, которые <...> сознательно работают с циклами, которые <...> свободны от физической природы и <...> искушены в природе желания..." - Алиса А. Бейли. "Трактат о белой магии", стр. 446 первого российского издания (Новочеркасск, 1992), соответствующая 514-515 (!) стр. английского оригинала).
          
И действительно, для того, чтобы выполнить восхожденье достойно, экстатик должен наложить на свою натуру вето, "запретить себя" и жить ради ближних, то есть действовать как "пустое место".
          
К сожалению, в большинстве своем жертвы экстаза не желают следовать Ад-Деиру (Ад-деир - вымышленный нами ученый, филолог и мистик, составитель "Словаря лабиринтов" (см. редакционную статью в 19 номере журнала "Стетоскоп"). Имя Р. Ад-Деир - это анаграмматическая инверсия имени Деррида), учившему: "неустанным трудом крепи, восхожденец, мускул малейшей жертвы, и будешь прав".
          
Вот тут-то и начинается "зона прилива": эпизод "прилив", накапливаясь в котором, импульс самоограничения (см. для сравнения: "При рассмотрении проблемы пленников планеты и их конечного освобождения, следует помнить, что одна из сил, лежащих в основе всей эволюционной схемы, это Принцип Ограничения <...>, тесно связанный с импульсом воли и ее низшего отраженья - желания..." - Алиса А. Бейли. "Трактат о белой магии", стр. 480 первого российского издания, соответствующая 530-ой стр. английского оригинала) переносит путника от одного диска к другому, сменяется эпизодом "отлива", когда толчок самопреткновения будит ограниченную до пустоты экстатичность, переадресуя ее в прежнее русло.
          
Неодинакова скорость вращения дисков, "новое" подсекается "старым", оно устремляется в "старое" как в воронку, если не удерживать его под контролем.
          
Что же касается изолированного волевого усилия, то оно - наравне с мышечным - не в состоянии поддерживать ход иллюзий, будь то нравственный перпетуум-мобиле или некрофутуристический космос-осмос.
          
Без дополнительной поддержки человек засыпает, слабеет будто рыба, выброшенная на берег, и во сне переносится в точку начала движенья, подобно камню Сизифа, скатившемуся с горы.
          
В лучшем случае, пробуждаясь, мы кричим "ау!" в раструб внутреннего реализма (это "ау!" звучит подчас как "эй, ухнем!"), призывая самих себя сосредоточиться на остатках самосознанья, которое - в целом - увы! - уже поистрепалось во многих попытках одного и того же зачина.
          
В худшем случае пленник экстаза считает, что он движется вверх, когда на самом-то деле его жизнь рассыпается сверху вниз, подобно колоде карт на замедленной киносъемке, она становится чередой ситуаций, в которых одни и те же зыбкие персонажи фосфорецируют, меняют обличья, бессменно и бесцельно мерцая на границах мифологемы ........ внутри пустого прозрачного диска, на территории "дежа вю".
          
Все уже было, было, и не однажды, и знакомство с каверзной стратегией послаблений, когда слабеющий сам себе внушает, что от потраты глотка живительной пневмы духовный шар не сдуется ни на йоту (см. для сравнения: "...Третий интервал <имеется в виду период молчания. - прим. автора> аналогичен периоду вдоха. В этом цикле уходящее сознание собирается и поднимается вверх. Когда успех увенчивает это усилие, сознание уходит из того, что называется личностью, аспект механизма, и становится измененным сознанием..." - Алиса А. Бейли, указ. соч., стр. 467 русск. изд., аналог. стр. 515-516 англ. ориг.) .....................

Были и судороги, незаметно
подражаюшие невосполнимости жизни,
судороги, напоминающие плеяду
мелких, дозированных выдыханий,
наподобие тех, что практикуются в школе
"дза-дзен", в кругу веселых
нео-буддистов,
расчленяющих мантру
как бамбуковый ствол
(на отдельные звенья)
треугольными ножницами
диафрагмы.

Но в отличие от адептов
дыхательных медитаций,
конструирующих
большое белое А
или на-му-а-ми-да-бу-цу,
мученик экстатичности выдыхает
свое духовное содержание
в вакуум,
не замечая,
как испаряется совесть.

          Вот здесь-то его и поджидает ловушка, своего рода капкан, в котором действует принцип лестницы, превращенной в воронку.

В продолжение
В оглавление