В начало
2.
Ну,
да, метро.
Я люблю эти сгущения и боюсь их, эти сгустки
пространства, случающиеся в отсутствующем пространстве. Для того, чтобы
метро получилось, нужно вытащить из земли неисчислимое количество всяких
там пород, камней, песка, выстроив, таким образом, минус-пространство,
которое, тем не менее, оказывается плюс-плюс-пространством. В Хельсинки
это подчёркивается открытыми, незаштукатуренными каменными складками,
которые обнажают суть и блуд подземного труда, и пресловутое скандинавское
упорство.
Метро же обязано соответствовать своему городу,
да?! Иначе люди не смогут добраться туда, куда им надо. Вот в Москве оно
такое же круглое и башенное, как градообразующий Кремль, его точная подземная
копия. В Нью-Йорке сабвей дублирует прямоту мондиановской геометрии всех
этих нумерованных улиц. В Берлине метро движется не только под землей:
Берлинская стена слишком долго приучала немцев к клаустрофобии. Функциональные
катакомбы парижской подземки помогают избавиться от избыточной складчатости
культурного слоя на поверхности. Космополитическая Барселона смешивает
линии метро с уходящими под землю пригородными электричками, лишёнными
после Олимпиады надземного вокзала. Показательно, что Питер постоянно
борется со своим метрополитеном: излишняя упорядоченность надземной части
города входит в такой существенный резонанс с порядком под землей, что
вынести это просто невозможно. Метро в Екатеринбурге сублимирует столичность,
но не дотягивается до неё, обрывается на полуслове, и поезд дальше не
идёт.
В продолжение
В оглавление
|