Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?

     Александр Елеуков. Недавно, когда я в каком-то разговоре одно порицал как безобразное, а другое хвалил как прекрасное, некий человек поставил меня в трудное положение тем, что задал мне примерно такой вопрос: Откуда тебе знать, - сказал он,- что именно прекрасно и что безобразно? Скажи мне, что такое прекрасное? И я, по своей простоте, стал недоумевать и не мог ответить ему как следует; а после беседы я сердился на себя, бранил себя и поклялся, что, как только повстречаюсь с кем-нибудь из мудрецов, расспрошу его и старательно запомню его слова, а потом снова пойду к тому, кто мне задал тот вопрос, и с ним расквитаюсь. И вот, Гиппий, ты должен научить меня как следует, что же это такое - прекрасное? Так ответь мне, - спрашиваю я тебя, как спрашивал бы тот человек, - что же такое прекрасное?
     Гиппий. Значит, Александр, тот, кто задает этот вопрос, желает узнать, что прекрасно?
     АЕ. Мне кажется, нет; он хочет узнать, что такое прекрасное, Гиппий.
     Гиппий. А чем одно отличается от другого? Разумеется, ничем.
     АЕ. Ну что же, наверно, тебе виднее. И все же он ведь тебя спрашивает не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное.
     Гиппий. Понимаю, любезный, и отвечу ему, что такое прекрасное, и уж ему меня не опровергнуть. Знай твердо, Александр: если тебя спрашивают, что такое прекрасное, отвечай - "прекрасное - это прекрасная юная девица".

     Девушка должна быть без очевидных изъянов: средний рост, длинные волосы, выразительные и живые глаза. Фигура... как говорится, варианты принимаются к рассмотрению, но, тем не менее, желательно очевидное наличие бюста. Прямые ноги - условие обязательное. Как будто и немного, но где-то в этих рамках, похоже, и помещается понятие женской красоты. Дальше - мимика, физиогномика, но главное - улыбка! Если девушка неприятно улыбается, то она может быть хоть топ-моделью - до эпитета "красивая" ей далеко. Еще очень важна манера общения - стиль речи, жестикуляция, смех. И, наконец, то, как девушка сама себя "преподносит", как себя держит.
     Когда девушка вдалеке, я смотрю на фигуру; если девушка в пяти шагах - я смотрю на грудь; но какая бы грудь у неё не была, для меня главным является лицо.
     А еще лампочка должна быть внутри! Вечная такая… Вот вроде и фигура, и глаза, и волосы - все красиво. А через недолгое время общения красоту эту и не замечаешь, потому как нет от человека никаких флюидов. Как говаривал Пушкин своей красавице-жене: Я люблю твою красивую душу!

     АЕ. Прекрасный и славный ответ, Гиппий! И верно, если я так отвечу, я дам ответ на этот вопрос, и ответ будет правильный, а меня тогда уж ни за что не опровергнуть?

     Мужчины, на мой взгляд, в этом вопросе несколько примитивны, поскольку "ведутся" именно на "обертку" и, если ты красива, "делай с ним что хошь". А женщин некрасивых не бывает, бывает плохая косметика. На женскую внешность и красоту веками работает легкая промышленность, парфюмерные и ювелирные фирмы, отчего был сформирован определенный стереотип. Женщина постоянно нацелена на преображение, подчеркивание выгодных черт и скрытие недостатков.
     Что такое красота? Это неотъемлемая часть жизни. Это наши иллюзии. Это мир женщины. Этот многогранный мир отражается в аромате Arden Beauty. Arden Beauty туалетные духи 30 мл. Компания Elizabeth Arden дала им простое и точное название – Arden Beauty (Красота Арден). И этой парфюмерной новинкой она дает свой ответ на вопрос, что такое красота. Цена: 23,20$

     Гиппий. Да как же тебя опровергнуть, Александр, когда все так думают, и все, кто это услышит, засвидетельствуют, что ты прав.

      Красота - это суть рациональность человеческого тела. То есть у мужчины знаками красоты являются широкие брови, мощный подбородок, сильные ноги и руки. Роль мужчины в древнем обществе - роль воина-защитника. Широкие брови - для укрывания глаз; подбородок - для защиты шеи; сильные ноги - для того, чтобы устоять в битве; и соответственно руки - для того, чтобы нанести сильный удар. У женщин была другая роль, поэтому большие красивые глаза - для раннего обнаружения опасности; длинные красивые ноги - для того, чтобы быстро убежать от опасности; красивые груди и бедра связаны с большими шансами родить и вскормить ребенка.

     АЕ. Представь, Гиппий, что тот человек спросит меня: Ну, Александр, отвечай мне: верно ли, что все, что ты называешь прекрасным, будет прекрасным только в том случае, если существует прекрасное само по себе? Я же скажу: Если прекрасная юная девица - это прекрасно, тогда она и есть то, благодаря чему прекрасное будет прекрасно.
     Гиппий. Так ты думаешь, он еще будет пытаться тебя опровергнуть, утверждая, что то, о чем ты говоришь, не прекрасно? Разве он не будет смешон, если сделает такую попытку?

     В силу сложившихся представлений ("мужчина берет другим", "шрамы украшают мужчину" и т.д.) само понятие "красивый мужчина" сомнительно. В каких-то ситуациях оно может звучать даже оскорбительно (сравните обидное "красавчик", но женское - "красавица"). Тут легче пойти от примеров. Красив ли Киркоров? Как же - высокий рост, львиная грива, длинные ресницы? Не знаю, по-моему, нет. Пример обратный - Константин Райкин. Вот уж большего урода представить себе трудно - кривые ноги, мелкие, неправильные черты лица, но об этом при долгом взгляде будто бы забываешь. Или Высоцкий - низкий рост, достаточно простое лицо - но сколько тысяч влюбленных глаз? Короче, полная непонятность с этими мужиками...
     Внешний облик мужчины зачастую вообще не играет никакой роли. То есть, конечно, голубоглазый блондин высокого роста с атлетическим торсом на себя внимание обращает, но не далее первичного интереса: если у этого блондина окажется дрожащая слюнявая губа, ситуация будет, скорее, обратной. Много важнее другое. Если мужчина может увлечь, если в нем ощущается надежность и сила - его вне зависимости от внешности могут назвать красивым. Иногда слышишь от представительниц прекрасного пола о ком-то: "От него мужиком за версту пахнет". Может быть, об этом речь и идет - на логическом уровне понимаю сказанное, но в силу традиционной ориентации сам ощутить не могу.
     Для женского представления о "красивом мужчине" почему-то необычайно актуален голос. Еще - гибкость рук: если руки выразительны и жестикуляция приятная - шансы стать "красивым" у такой особи сильно возрастают. Достаточно часто называют походку, но такие тонкости нам, гагарам, по душевной нашей грубости, недоступны.

     АЕ. Что он сделает попытку, в этом я уверен! А будет ли он смешон, сделав эту попытку, посмотрим. Я хочу только заметить, что он на это скажет.
     Гиппий. Говори же.
     АЕ. Хорош же ты, Александр! - скажет он. - Ну а разве прекрасная кобылица, которую сам бог похвалил в своем изречении, не есть прекрасное? Что мы на это скажем, Гиппий? Не то ли, что и кобылица есть прекрасное, - я разумею прекрасную кобылицу? Как же нам дерзнуть отрицать, что прекрасное есть прекрасное?
     Гиппий. Ты верно говоришь, Александр, ибо правильно сказал об этом бог; ведь кобылицы у нас бывают прекраснейшие.

     Я видел красивых мужиков, но их было так мало что хватит пальцев одной руки. Были ли они гомосексуалистами? Наверное, нет. А вообще у мужиков как-то... сложно у них всё. Образ мужественного человека нашел свое отражение в эстетическом идеале древности. Идеалом был доблестный и прекрасный человек – "калосс агатос". Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Красота одежды заключалась в изяществе драпировки. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным.
     Для женщины главное - физическая сторона, а для мужчины - харизма. Для мужчины важна некая уверенность в себе, удовлетворенность собой, признание себя состоявшимся. На 99% такую уверенность дают карьера-деньги, хотя мужчина может чувствовать себя состоявшимся, занимаясь творчеством, самосовершенствованием и т.д. В метро и на рынке красивых мужчин нет, разве что случайно забрели. А вы зайдите в приличный ресторан, в магазин, торгующий запчастями к иномаркам, на биржу ценных бумаг. Вот где мужики и одеты прилично, и интеллектом подернуты, и выражение лица (а я, собственно, о нем и пишу) не затравленное, как у большинства в метро. А еще, кстати, полно красивых мужчин на футболе. Там и концентрация мужчин весьма велика, и выражение лиц у них у всех увлеченное, возвышенное, одухотворенное.
     Вот сейчас вспомнила, от кого у меня дух захватывает... От тех, кто умные вещи говорит. Мне тут же кажется, что они умопомрачительно красивые. А если ещё и поставленным голосом... Мужчина красив в той мере, в которой разумен. Всё остальное вообще не важно, не интересно, и прилагается в качестве блеклой декорации. И всё-таки красивых женщин, и даже бабушек и девушек катастрофически больше… Мужчины всё больше молчат и многозначительно пьют пиво (курят траву).

     АЕ. Пусть так, - скажет он, - ну а что такое прекрасная лира? Разве не прекрасное? Подтвердим ли мы это, Гиппий?

     Живопись, ваяние, архитектура, стихотворение суть науки, которые за их красоту красными художествами именуются. Художник же - делатель красоты. В ней вневременность, точка, где, сходясь, стили стирают грань меж собой, где они на равных, где не важны их названия. Как поступил бы художник, если б ему пришлось творить в конструктивизме? Постарался бы сделать красиво - красота снимает грех стилистики.
     Прекрасное всегда просто. Но творить просто и красиво очень трудно. Для этого нужна упорная работа, нужно много знаний, глубокое понимание законов природы, выработанный вкус, горячая любовь к своему делу. И еще нужна скромность, обязательно большая скромность. Не довольствуйтесь тем, что вы сделали. Никогда не думайте, что нельзя сделать еще лучше.
     Всячески поощряйте развитие внутреннего сознания прекрасного, этого истинного щита против тьмы невежества. Вы наверняка слышали: “Моя жизнь окончена, я не могу даже мечтать о чем-либо прекрасном, я не имею времени сосредоточиться мечтать”. Точно мечта нуждается в каком-то особенном времени. Часто вы замечаете очень одаренного человека, который носит в себе замечательные идеи, полон своеобычных понятий, которые он выражает с силою, как только его эгоистические жалобы смолкают. Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем космосом.

     Поэзия - это искусство слова, это прекрасное, воплощенное в языке. А прекрасное - это то, что доставляет удовольствие. Но в таком случае, победа "Спартака", фильм про Шварценнегера - являются ли они прекрасными? В терминах нашей культуры - очевидно, что нет. Но если так, то что же отличает их от того, что называется прекрасным? Есть традиционный ответ на этот вопрос. Прекрасное - субъективно, но универсально. Мой сосед любит пиво "Балтика" и "Спартак"; его жена - дамские романы и кожаные кошельки с застежками. Но ни то, ни другое не является прекрасным, хотя и доставляет им удовольствие, поскольку достаточно очевидно, что любовь к пиву "Балтика" и дамским романам не несет в себе ничего универсального. В отличие от них, красота Давида столь же общеобязательна, как истинность доказанной теоремы.
     Такое понимание прекрасного позволяет дать определение искусства. Искусство - это создание эстетических форм: форм, являющихся универсально прекрасными. Скульптор создает эти формы из камня; поэт - из грубого материала повседневности, из бесцветной слякоти человеческого бытия. Вознося этот материал в область красоты, в область совершенства формы, поэт превращает жизнь, которая, как известно, коротка, в искусство, которое вечно. И поэтому, так же как бесформенная материальность камня не имеет прямого отношения к скульптуре, как чистой форме, содержание поэзии не имеет прямого отношения к поэзии, как искусству. Содержание, почерпнутое из мутного потока бытия, преходяще, в то время как форма вечна.
     Что может быть прекраснее танца, этого древнего, как мир, искусства? Танцы сами по себе обнаруживают прекрасное в движениях лица, рук, корпуса, ног; первым признаком красоты в них является сила: танцующий, делающий какое-либо па, испытывает эстетическое удовольствие от употребления своей силы на преодоление трудности данного па; зритель же одновременно с ним инстинктивно испытывает то же удовольствие, так сказать, сочувствует... В сущности, в танцах, как и в чем-либо другом, интерес возбуждается преследованием цели исполняющим и конечным рузельтатом более, чем возбуждался бы бесцельным движением. Отсюда возникает второй признак красоты в танцах - это волевой акт, приводящий в движение тело и его члены ради достижения определенного результата (к примеру, многочисленные фуэте: эстетическое удовольствие доставляется тогда, когда определенное количество поворотов и намеченный пункт остановки в определенной позе совершаются в точности посредством воли; или когда делают па на пуантах, цель которых - удержание корпуса на ничтожной точке опоры). Этим исполнитель щекочет и интригует зрителя в свою пользу. Третий признак красоты и, скорее всего, самый высочайший в танцах - это грация, которая есть, по сути, экономия силы. Грация есть импульс, влекущий в безграничное, с желанием испариться, исчезнуть... Это особенно отмечается в танцах быстрых, живых и воздушных, как например, в вальсе. В них смутная идея каждого - унестись в вихре вперед, куда-то туда, в воображаемый мир блаженства и радости. Когда танцор заботится о красоте и благообразии движений, то что иное делает он, как не подтверждает изречение Аристотеля, восхваляющего красоту как третью составную часть добра?
     Многое из того, что сравнительно недавно казалось образцом прекрасного, режет слух своей напыщенностью и фальшью. Преувеличенная пластика барокко и романтические позы, по всей видимости, принадлежат к этой категории. Вполне вероятно, что интуиция прекрасного, как таковая, является универсальной составляющей бытия человека в мире, но конкретные воплощения этой интуиции предопределены их культурным контекстом. Проще говоря, то что определенные формы могут доставлять удовольствие - это общечеловеческая черта; но выбор тех форм, которые считаются прекрасными, зависит от конкретной культуры и конкретного времени: ничего общечеловеческого в этом выборе нет.
     Эстетический выбор - это выбор победителей; тот факт, что первые христиане были вынуждены защищать предполагаемую вульгарность библейского языка, которая казалась особенно ясной в сравнении с безупречным языком Гомера, говорит всего лишь о том, что Рим захватил Иудею, а не наоборот. Эстетический выбор является формой разметки границ господства.
     В Европе до сравнительно недавнего времени именно аристократия определяла невидимую границу между прекрасным и вульгарным. Иначе говоря, эстетический выбор служил средством разметки не только политических, но и социальных границ. И поэтому поэт, если он ставил своей целью создание прекрасного, старательно реализовывал выбор обладающих властью. Вопреки своей воле, он был далек от независимости - даже в том случае, если он жил в холодной мансарде и пробивался с хлеба на воду.
     Что такое красота в искусстве? Красота это правда. Но гораздо чаще красота в искусстве понимается как изображение "красивого". Таким образом, красивый портрет женщины - это портрет красивой женщины. Что такое красота? Это очаровывающая нас тайна. Подобно всем высочайшим переживаниям человеческой души, восприятие красоты динамично; чувство умиротворения, привнесенное красотой, никогда не гаснет. А если она создается из восторга, боли и от вложения всей души, то это красота особенная, вроде как работы художника-реалиста Николая Ноздрачева.

     АЕ. И после этого тот человек скажет (я в этом почти уверен и заключаю из того, как он обычно поступает): Дорогой мой, а что же такое прекрасный горшок? Разве не прекрасное?
     Гиппий. Да что это за человек, Александр? Как невоспитанно и дерзко произносить столь низменные слова в таком серьезном деле!
     АЕ. Такой уж он человек, Гиппий, не изящный, а грубоватый, и ни о чем другом не заботится, а только об истине. Но все-таки надо ему ответить, и я заранее заявляю: если горшок вылеплен хорошим гончаром, если он гладок, кругл и хорошо обожжен, как некоторые горшки с двумя ручками из тех прекрасных во всех отношениях горшков, что обычно вмещают шесть кружек, - если спрашивают о таком горшке, надо признать, что он прекрасен. Как можно не назвать прекрасным то, что прекрасно?
     Гиппий. Никак нельзя, Александр.
     АЕ. Так не есть ли, - скажет он, - и прекрасный горшок - прекрасное? Отвечай!
     Гиппий. Так оно, я думаю, и есть, Александр.

     Красивым может быть и стол! Или представим себе две палки: первая грязная, гнилая, с одного конца пыльная, а с другого - изгвазданная в глине; вторая - напротив, к примеру, бита для бейсбола. Какую приятней взять в руки? Вторую. А почему? Ну, по сути, красивее она. Действительно, вторая гладкая, чистая, приятная на ощупь - она безопасна при взятии в руку. Первая же какая-то грязная, ею можно загнать занозу, кто его знает, что на ней может быть.
     В Великом Новгороде была организована всероссийская научная конференция "Исчезающая красота". Ученые старались найти ответ на вопрос - "Что такое красота и как её спасти?" Диапазон тем, который обсудили ученые, был чрезвычайно широк. Они дали определение красоты с точки зрения философии и эстетики, обсудили сегодняшнюю судьбу культурного наследия: памятников средневековой архитектуры, зодчества и музыки, подняли проблему, насколько совместимы компьютер и творчество художника. В рамках конференции в новгородском музее прошла фотовыставка "Беззащитные шедевры" о судьбе и сегодняшней истории памятников деревянного зодчества. Подобная конференция прошла в Великом Новгороде в первый и, по словам организаторов, в последний раз.
     Красный флаг СССР был восхитителен по концепции и прекрасен по исполнению.
     Даже ужасающий хаос разделений, уходов, ограничений претворится в свет и гармонию там, где прикасается луч прекрасного. Замечаете, что я не употребляю слово "красота", но говорю "прекрасное", этим я хочу выразить не только физические выявления, осязательные в красоте - музыку, живопись, драму, танец, но я хочу подчеркнуть понятие прекрасного, которое проникает всюду.
     Электрон рождается от скрещения двух энергий. Это прекрасный момент, когда две энергии, еще невесомые, производят уже что-то измеряемое, нечто физическое. Вам говорят о научных энергиях, об оккультных энергиях, об энергии огня и о множестве прочих. Не есть ли все они грани одной и той же энергии, творящей прекрасное, которая заключена в каждом из нас? Считать, что только какие-то особенные ученые и художники ею обладают, большое заблуждение.

 
  Фотографии
  Александра
  Елеукова,
  Санкт-
  Петербург,
  лето,
  2003 год

 

2. Что такое прекрасное?
3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного
6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу