В
начало
Читатели
Мы
не располагаем точными сведениями о количестве жителей Диаспоры. Тем не
менее, есть основания рассматривать в качестве рабочей цифру 120 тысяч
(прим.29).
Цифра
весьма солидная. Однако четверо из наших респондентов указывают в качестве
одной из основных причин невозможности литературы Диаспоры отсутствие
читателя (прим.30). Что же
тогда читают русские жители Франции? И читают ли вообще (прим.31)?
В
полном объёме ответы на эти вопросы не входят в задачи нашего исследования.
Поэтому ограничимся попыткой понять, что представляют из себя читатели
Авторов.
Исходя
из изложенного в предыдущих разделах, таковые могут быть разбиты на три
группы:
1)
читатели Метрополии;
2)
читатели Диаспоры;
3)
читатели-французы, владеющие русским языком. Из них непосредственный интерес
представляют для нас вторые. Основной формой манифестации читателя является
покупка им сочинений автора. Только таким образом он становится настоящим
читателем-производителем, а не фигурой пассивной (читатель библиотеки)
или страдательной (друзья автора и потенциальные посредники, получившие
от него сочинение в дар). Функция денег в данном случае близка функции
денег в психоанализе, так же как функция чтения - психоаналитической (прим.32).
Как известно, плата за сеанс, и обычно весьма высокая, является непременным
условием психоаналитического курса. В противном случае пациент (читатель)
не заинтересован в реальном результате работы и предпочитает оставаться
в фантазматическом пространстве ложного представления
о себе: пациент - как существа асексуального, читатель - как существа
высококультурного.
Приобретая
книгу Автора в России, читатель участвует
в литературно-производственном процессе Метрополии, но никак не
Диаспоры. Таким образом, единственные данные, которые следует учитывать,
- это данные о продаже книг Авторов и единственного литературного журнала
в единственном книжном магазине и на литературных вечерах. Данные эти
были приведены выше; приведённые цифры смехотворны. Поэтому мы вынуждены
считать справедливым мнение наших респондентов, отрицающих существование
читателя в Диаспоре.
В
продолжение
|