Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
Стетоскоп.Да.Ру N6
Рене Лавокат
Первоначальное состояние человека и первородный грех

В начало

   Кажется закономерным предположить, что незнание древними нашего животного прародительского происхождения дает основания серьезно пересмотреть вопрос о величайшей мощи, которую теология долгое время приписывала Адаму, буквально считая его. вследствие некоего теологического чуда, одаренным универсальным знанием. Св.Фома, наделяя наших прародителей значительными сверхъестественными способностями, признает, тем не менее, совершенно очевидным, (как мы уже указывали выше, в других отрывках из того же труда): ''Во всех наших утверждениях мы должны следовать природе вешей. за исключением того, что находится над природой, и получено при помоши Божественного Откровения". Опираясь на эти мудрые советы, современные богословы не слишком стремятся (и это еще мягко сказано) присоединиться к мнению средневековых философов в вопросе о сверхъестественных возможностях. Заметим, что значимость этого предполагаемого дара совершенно несоразмерно с основным даром благодати, предвестием дара видения Христа во Славе. Благодать -несравненный дар. утрата которого - катастрофа. По сравнению с этой утратой все остальное не столь уж важно. Именно дару Благодати и ее утрате Тридентский Собор придавал такое огромное значение, заслоняемое, видимо, в глазах некоторых вопросом о сверхъестественных способностях. Собор чрезвычайно сдержан в своих канонах, где принципиально и настойчиво указывается среди существенных привилегий близость к Богу и состояние изначальной безгрешности, а также пагубные последствия грехопадения, повлекшие за собой потерю безгрешности и смерть, по существу понимаемую Собором как смерть духовную. Безгрешность сопровождалась состоянием духовного спокойствия, которое было разрушено грехопадением. Но вовсе не кажется само собой разумеющимся (конечно, я могу ошибаться, и я заранее придерживаюсь мнения Церкви по этому вопросу), что это спокойствие духа достигало, как это считалось ранее, величайшего совершенства, и превосходило спокойствие духа, получаемое в Крещении посредством Благодати Христа, о которой Тридентский Собор утверждал, что она может одержать победу над вожделением, порожденным грехопадением, вожделением, существующим именно для того, чтобы привести христианина к борьбе. Неужели первоначальная благодать более действенна, чем Благодать Христа? Претриден-тенские теологи по-разному описывают это изначальное состояние близости к Богу, которое человек потерял вследствие ослушания, и с которым и Собор, и Писание связывают избавление от страдания и физической смерти.
   
Как следует понимать это двойное избавление? Часто говорят и пишут, что тело Адама до грехопадения было неподвластно страданию. Заметим, однако, что св.Фома придерживался совершенно иного мнения на этот счет. Рассмотрим некоторые из его рассуждений, один в трактате Somme Theologique, другой в De Veritate "Sicut dicitur de immortalitate Adae. qui ponitur immortalis, non quod omnino aliquo sibi intrinseco protegi posset ab omni exteriori mortifero, utpote ab incisione gladii et aliis hujusmodi; a quibus tamen divina providentia conservabatur". "Как говорится о бессмертии Адама, он был бессмертен вовсе не потому, что отвлеченный принцип мог защитить его от смертельного внешнего действия, например, удара мечом или другой подобной вещи; но его предохраняло от таких опасностей Божественное Провидение" Из этих рассуждений ясно следует, что для св.Фомы человеческое тело и до грехопадения оставалось само способным страдать и умереть. Эта мысль св. Фомы иногда неверно интерпретируется в том смысле, что провиденциальное вмешательство уничтожало последствия рассечения ударом меча. Необходимо понять, что если удар мечом уже был нанесен, он наверняка рассечет человека на части. Но Провидение может уберечь человека от того, чтобы этот удар был нанесен. И действительно, "Ad Quartum dicendum, quod corpus hominis in statu innocentiae poterat praeservari ne pateretur laesionem ab aliquo duro; partim quidern per propriam rationem, per quam poterat nociva vitare; partim etiam per divinam providentiam, quae sic ipsum tuebatur, ut nihil ex occurreret ex improviso, a quo laederetur" "Человеческое тело в состоянии невинности может быть защищено от ран, нанесенных твердым предметом, частично вследствие действия человеческого разума, позволяющего избегать вредоносных вешей, частично Божественным провидением, хранящим человека таким образом, чтобы ничто не могло произойти внезапно и причинить ему вред". Ученые теологи, издатели издательского дома Мариетти подчеркивают в примечаниях, что естественная способность страдать и умирать сама по себе не была уничтожена. При таком рассмотрении, с моей точки зрения, духовный строй человека в состоянии изначальной невинности весьма схож с положением новоокрещенного, еще не утратившего невинности крещения.

В продолжение

В оглавление