В начало
Из
этого текста ясно следует, что для св.Фомы человеческое тело как таковое
до грехопадения обладало способностью страдать и умирать. Он считал,
что если человек схватил бы пылающую головешку, он наверняка обжегся бы;
если бы на него с горы свалился камень, его череп наверняка раскололся
бы, и он бы умер. Само по себе его тело, как и тело всех животных, было
полностью подвержено страданию и смерти.
Только мудростью
поведения человека и, в случае необходимости, вмешательством Провидения
Божия, это тело охранялось от вредоносных внешних воздействий, могущих
повлечь физическое страдание и смерть. Согласно идеям св.Фомы Аквинского,
не нужно воображать человеческую плоть до грехопадения неуязвимой, недосягаемой
для боли, нечувствительной, или, точнее, односторонне чувствительной только
к наслаждению, и обретающей чувствительность к мучениям и страстям только
после грехопа-ленпя. По мнению св.Фомы, грехопадение привело к отьятию
мудрости и помощи Провидения Божьего, ограждающих человека от бед, и в
добавление к этому повлекло за собой нравственное смятение, приводящее
к борьбе, войнам, источникам бесчисленных страданий, не имевших места
до грехопадения. Эта позиция, кстати, превосходно согласуется с другими
его идеями, с общим направлением его мысли, которая видит источник спокойствия
и естественного изначального счастья в абсолютном преобладании духовной
сущности над телом в полном согласии с Богом.
Мы
видим, что толкование, в полной мере учитывающее неизменность и весомость
естественных биологических структур, содержит в себе необходимость компенсации,
то есть требование особого вмешательства Провидения, каковое зависит от
неизменного сохранения человеком состояния безгрешности. Что касается
сохранения состояния безгрешности, следует не упускать из виду положение
св.Фомы, отчасти заимствованное у Псевдо-Дионисия, которое мы уже приводили
в начале этой главы, говоря о первородном грехе. "Quaedam interdum
deficiunt, Deo non impediente. Turn quia "providentiae non est naturam
destruere, sed salvare", ut Dionysius dicit, ipsa autem natura rerum
hoc habet, ut quae deficere possum, quandoque deflciant. Tum quia, ut
dicit Augustinus "Deus est adeo potens, quod etiam bona potest facere
de malis" "Некоторые веши приходят в упадок, по Божьему попустительству.
С одной стороны потому, что Провидение хранит природу, а не разрушает
ее", по словам Дионисия. То, что может разрушиться -иногда разрушается,
поскольку это свойственно самой природе вещей. С другой стороны, по словам
св.Августина, всемогущество Божие позволяет ему и зло оборачивать добром".
Выражаясь более ясно, этот текст ведет к общему принципу: "В самой
природе вещей заложена способность приходить в упадок, и то, что может
разрушиться - иногда, по Божьему попустительству, разрушается, поскольку
Провидению свойственно сохранять природные свойства, а не изменять их".
Похоже, что этот принцип, имеющий большое значение как сам по себе, так
и применительно к рассматриваемому нами вопросу (мне его подсказал один
из моих друзей - теологов), как правило, проходит незамеченным. (Следует
сказать, что, вслед за древними мыслителями, св. Фома считал, что небесные
тела не подвержены тлению. Мы знаем, что в действительности это не так.
и что все, имеющее тварную природу, подвержено разрушению.
Однако возможно, что именно это убеждение привело его к принятию принципа
Псевдо-Дионисия, ясно выражающего оппозицию между нашим земным миром и
миром небесным).
Утверждение
в благодати окончательно уничтожило бы наше несовершенство. Однако оно
познается и оправдывается лишь в исключительных обстоятельствах, например:
предназначение Богородицы Девы Марии, особенная миссия апостолов после
Вознесения. Исключение не может стать всеобщим правилом - это не соответствует
обычной линии Божественного действия. Это произошло бы, если бы адамическое
человечество полностью утвердилось в благодати - тогда оно было бы полностью
избавлено от страданий и смерти. Св.Фома, в свою очередь, пишет: "Parentes,
quamdiu generassent, non fuissent confirmati in justitiz. Ex hoc enim
creatura rationalis in justitia confirmatur, quod efficitur beata per
apertam Dei visionem... Et hoc dico secundum legem communem; quia ex aliquo
privilegio speciali secus accidere potest; sicut creditur de Virgine matre
Dei" "Поскольку родители были в состоянии производить потомство,
они не были утверждены в состоянии непорочности. Действительно, разумное
существо утверждается в состоянии непорочности через счастье ясного созерцания
Бога. Это, так сказать, общий закон. Но в качестве исключения такое может
случиться посредством "особенной привилегии, как было с Девой Марией".
Следовательно, для него совершенно ясно, что ни Адам, ни Ева, ни их дети,
то есть все человечество, не были исключением из общего правила. Таким
образом, ко всему человечеству с самого начала и в течение всей продолжительности
его существования действительно должен быть применен принцип неизбежной
ущербности.
Возможно
ли, чтобы Бог создал человека посредством эволюционного процесса, прочно
связывающего его с животным миром, и сразу же позволил ему избежать ограничивающих
факторов нормальной зависимости от земного естественного существования,
которому свойственна чувствительная восприимчивость к боли и агрессии?
Конечно,
этот вопрос незначителен
по сравнению с вопросом о грехопадении. Если Бог в своей Мудрости решил
бы даровать человечеству от рождения величайшую постоянную помощь, которая
навечно предохранила бы его от греха, почему бы Ему не даровать безгрешному
человеку ту же безграничную помощь, защищая его от поражений, страданий
и смерти?
В
продолжение
|