В начало
Однако
история показывает наглядно, что Бог не счел нужным даровать человеку
милость этой исключительной помощи, которая навечно уберегла бы его от
греха. Из этого фундаментального и совершенно очевидного Божественного
решения, определяющего все сущее, следует сделать соответствующие выводы
при обсуждении других возможных привилегий. У человека, вследствие его
биологической и духовной природы, три основные возможности падения: две
из них биологические - страдание и смерть, а третья - несовершенство духовной
свободы, грех, влекущий за собой духовную смерть и утрату зашиты от биологического
разрушения.
Если
бы свободный человек был способен избежать греха, он был бы избавлен от
страданий и биологической смерти. Но человек согрешил, и это означает,
что Бог в своей Премудрости счел неподобающим даровать человеку эту провиденциальную
исключительную помощь, защищающую его от духовной слабости (и как следствие
от несовершенства биологического). В противном случае человек остался
бы безгрешен. Надо сказать, что в отсутствие этой исключительной помощи,
человечество может только мечтать - и мечтает - об отсутствии греха, а
значит, и страданий и смерти. К сожалению, в реальности дело обстоит иначе.
Многие
христианские мыслители приписывают первому человеку почти сверхчеловеческие
качества, и потому первый грех, как правило, расценивается как удар грома
среди ясного неба, неожиданная катастрофа, абсолютно непредвиденная, изменяющая
и разрушающая все Божественное предначертание, обязывающая начать все
сызнова, вводя в действие запасной вариант (импровизированный термин,
употреблять который недопустимо, соответствует, тем не менее, образу,
которым некоторые катехизаторы представляют ход событий! Но планы Бога
- не импровизации). Если бесстрастно и непредвзято проанализировать повествование
книги Бытия, можно увидеть, что совершённому греху приписывается чрезвычайная
легкость, отсутствие реальной борьбы. Не этого ожидаешь от гигантов духа.
И к месту будет напомнить аксиому: "Искушение не делает человека
слабым, оно лишь обнаруживает эту слабость". И человек и вправду
показал себя очень слабым!
Вернемся
к идее Псевдо-Дионисия и св.Фомы Аквинского, которую не откажется подтвердить
любой из современных специалистов в теории вероятностей. Она имеет большое
значение. На самом деле, утверждение, что человек наверняка в течение
своей жизни совершит тяжкие грехи, не является следствием принципа, выдвинутого
св.Фо-мой. Но с другой стороны, тот факт, что грех, даже тяжкий, должен
непременно, хотя и, разумеется, по свободной воле (грех существует лишь
в той мере, в какой он является свободным действием) войти в человечество,
прямо вытекает из этого принципа. Здесь речь идет не о необходимости,
во всяком случае, в строгом смысле этого слова. Не различать неизбежность
и необходимость - недопустимая ошибка. (Эту ошибку никогда не допускают
страховые компании, которые хорошо знают, что если на опасном перекрестке
неизбежно случается несколько аварий в год, они вовсе не необходимы, и
не снимают ответственности с водителя). Разумеется, верно, что в латинском
тексте Евангелия содержится фраза "Necesse est ut veniant scandala",
но трудно себе представить, что ее можно понять иначе чем "Невозможно
не придти соблазнам" (Лк 17,1). Самое важное здесь - неизбежность
появления греха в человечестве, находящемся в адамическом состоянии. Эта
неизбежность появления греха в человечестве, которую смогло почувствовать
такое простое разумное существо, как демон (сделавший все возможное, чтобы
ускорить ход событий), разумеется, была известна Господу, ведающему, что
сей грех - неизбежен.
Иногда
возражают, что первородный грех не может быть неизбежен, поскольку, в
соответствии с христианской традицией, этот грех, как и всякий другой,
произошел по свободной воле, следовательно, его можно было избежать. Об
этом возражении прямо сказано в Каноне 23 VI Сессии Тридентского Собора
в 1546 году, где говорится: "Если кто скажет, что человек, однажды
оправданный, может в течение всей жизни ни разу не согрешить, хотя бы
в мелочах - анафема". Заметим, что речь, разумеется, идет о человеке
после совершения первородного греха, то есть о человеке оправданном и
получившем благодать Христа. Отметим также, вместе с Рёге Rondet, что
большое количество грехов, в том числе и тяжких, считается неизбежным
среди крещеного населения. Этот наблюдение, подтвержденное множество раз,
позволяет, как нам кажется,
кажется, заключить,
что присутствие тяжелых грехов неизбежно среди населения, состоящего из
достаточного количества людей, принявших крещение. Заметим, что это количество
неизмеримо мало по сравнению с численностью всего человечества.
В
продолжение
|