Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
Стетоскоп.Да.Ру N6
Рене Лавокат
Первоначальное состояние человека и первородный грех

В начало

   Предвечный Божественный замысел о Творении изначально учитывает все стороны проблемы, о которой Господь имеет полнейшее, исчерпывающее знание. Однако природа тварной свободы, которую Господь благоволит сообщить человеку, в отсутствие постоянной исключительной помощи Бога, неминуемо заключает в себе возможность неправильного ее использования, что означает, что человек сможет грешить и непременно согрешит. Господь знает, разумеется, об этой неизбежности греха и, зная одновременно все возможности, он знает сразу все грехи человечества: те, что будут совершены, он знает как уже существующие; те, что человечество может совершить во всевозможных ситуациях, Он знает тоже. Совершенно ясно, что Его замысел с самого начала учитывает эту реальность греха, в том числе и первого, имеющего уникальную, невоспроизводимую особенность: ввести в человечество меру греха. Именно эта единичность придает исключительный, уникальный характер первому грехопадению. Поскольку для Всеведущего Бога грех будет существовать и уже существует, постольку Спасение должно быть и будет обеспечено единственным спасающим действием Христа. Всеведение Бога обо всей вселенной обеспечивает реальную связь между неизбежно совершенным грехом и замыслом всеобщего Спасения, который с самого начала учитывает этот грех.
   
Заметим, что в силу своих особенностей и своей уникальной роли, первый грех заслуживает специального упоминания и названия Первородного Греха. Общий замысел Бога, который приводится в действие первородным грехом, несомненно, учитывает полным образом все множество бесчисленных грехов, совершенных человечеством, грех всего мира, и они также заслуживает специального упоминания. Статистическая неизбежность греха содержит в себе заключение, что в многочисленной популяции грех совершается множество раз.
   
Этот замысел, по природе метафизический и религиозный, осуществляющийся в истории, был открыт людям в непрерывной последовательности фактов и посредством исторических отношений между грехом и конкретной ситуацией, о которой повествуется в книге Бытия и о которой говорит св.Павел. Библия, описывая эту реальную историческую причинность первого греха, открывает нам содержащуюся в ней предшествующую метафизическую причинность, более глубокую, чем та, на которую мы указывали выше.
   
Понятие первородного греха заключается в прямой причинно-следственной связи между непослушанием первого грешника и отсутствием у каждого человека от рождения сверхъестественной благодати, через эту связь оно утверждается в реальности и именно в ней заключается его основное значение; оно также указывает на необходимость, которую св.Фома называет "соответственной"; то есть не абсолютной, но наилучшим образом соответствующей (S. The. Ша p., art 2, corp.), необходимость существования посредника и Спасителя, Христа, чтобы через связь с Ним получить от Него благодать и Спасение.
   
Из-за совершившегося первого греха стремление человеческой природы к созерцанию Господа не сопровождается более даром благодати, необходимой для достижения этого созерцания.
   Трудно представить себе, что Бог, знающий весь реальный размах греха, возложил бы передачу Своей благодати на людей, таких слабых и таких готовых впасть в грех, уповая на их достаточно непрочную стойкость. Очевидный акт Его милосердия в том и состоит, что дар благодати связан с вершиной мистического тела, то есть с единственным Человеком, неподвластным греху, с Богочеловеком, неиссякаемым и вечным источником благодати для всех людей. Возможность установить эту связь, разумеется, дарована всем людям, но способ в большинстве случаев остается для нас покрытым тайной.
   
Учитывая вышесказанное, мы можем признать, что без исключительной помощи Бога (а история наглядно показывает, что в действительности эта помощь не была дарована), слабость всякой тварной свободы с необходимостью приводит к тому, что эта свобода непременно, хотя и свободно, будет несовершенной, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, мне кажется, есть все основания считать, что у Бога никогда не было иного плана Спасения, чем тот, где он создал человечество, а которое неизбежно войдет грех, но для которого Он уготовал предначально Спасение но Христе.
   
Спасение человека будет осуществлено без насилия по отношению к человеческой природе Человеком безгрешным. Богочеловеком. Учитывая статистическую неизбежность греха, благодать была дарована не через потомственную связь с предком, возможно, грешником, но устроением взаимоотношений с Христом, основанных на новом рождении в Крещении - и в этом проявилось истинное милосердие Божие. Из любви к нам промышлением Божием источник благодати перенесен с наследования по праву рождения, весьма ненадежного, на источник неиссякаемый и верный, который есть Христос. Разумеется, тот факт, что благодать не является простым даром природы, из-за греха, был бы чудовищной катастрофой для человечества, если бы Бог не создал образ Спасения со Христом. Если рассматривать отсутствие благодати от рождения, не принимая во внимание Спасение, приходящее вместе с Христом, ситуация выглядит трагической.

В продолжение

В оглавление