Пространство труднореализуемых проектов
Журнал созидания прямой и косвенной речи
Стетоскоп.Да.Ру N6
Рене Лавокат
Первоначальное состояние человека и первородный грех

В начало

   Но Бог никогда не имел намерения оставить грешного человека без дара Христа. Если бы речь шла о человеке, я осмелился бы написать, что это даже в голову ему не приходило. Жалкое существование человечества вследствие первого греха есть существование условное, в нем находилось бы человечество, если бы Бог решил его покинуть, и полезно представить себе это возможное существование, чтобы осознать совершенное милосердие и безвозмездность прощения Господа. На самом деле грешный человек никогда не существовал без возможности спасения во Христе. В повествовании книги Бытия обещание Искупителя дается сразу же после грехопадения.
- - - Автор имеет в виду слова Господа, обращенные к змию: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее" (Быт. 3:15). Епископ Виссарион (Нечаев) в книге "Толкование на паремии из книги Бытия" приводит следующее объяснение: "Под семенем духовного змия, так как у него не может быть естественного потомства, разумеются подчиненные ему злые духи, также нечестивые люди, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидны (Мф. 3:7) и чадами диавола (Ин. 3:10), и особенно главное исчадие ада -антихрист (2 Сол 2:3). По обетованию Господа, не будет мира между сими исчадиями диавола и семенем жены. Под семенем жены, враждебным семени змия, должно разуметь собственно одно лицо (Быт. 4:25) из потомков жены, именно Того из них, который от вечности предопределен к спасению людей, и во времени родился от жены (Гал. 4:4) без семени мужа". И далее: "...Не будет противоречия в том, если мы под семенем жены, враждебным семени змия, разумея собственно Христа, будем вместе разуметь верующих в Него, или всю воинствующую Церковь, как тело Его". - здесь и далее примечания переводчика.
Как отмечает Рeге Lyonnet, св.Павел в Послании к Римлянам так же абстрагируется от действия Спасителя, описывая последствия греха для древнего человечества, но это лишь педагогический прием. Грешное человечество, с первого момента возникновения греха - человечество искупленное; таково предвечное решение Бога. Тем не менее, вследствие возникновения в человечестве греха, взрослый человек может остаться отделенным от Бога, отказавшись по своей воле от дара Божия, действия Спасителя и Спасения.
    Домостроительство Спасения во Христе, ответ Бога на грехопадение человека, оставалось неизвестным для человеческого знания, существовало как бы в неопределенном положении, до тех пор пока грех не вошел в человечество. История показывает нам, как сущность метафизической причинности реализуется во временной последовательности причин. Первый грех, каким бы он ни был, где бы он ни был, каким человеком он бы ни был совершен, уникальный в своем роде и единственный, обнажающий и некоторым образом подытоживающий всю греховность нашей обшей природы, явился фундаментальной причиной предвечного осуществления замысла Спасения во Христе и только в Нем, со всеми следствиями, которые были признаны Вселенскими Соборами в первородном грехе. План Спасения, вступивший в действие вследствие имманентной греховности человеческой натуры, был исторически применен сразу же, как только эта греховность проявилась в истории. Нельзя отделить учение о первородном грехе от учения о Спасении во Христе; без этого все перспективы отношений между Богом и человеком искажаются.
    Из текста Библии можно понять, что в последовательности событий Бог попустил грехопадению быть одним из первых, если не самым первым, действием человечества. Рассуждая гипотетически, совершение первого греха в самые первые мгновения мне не кажется очевидно необходимым. Я думаю, что Бог изначально предвидел первый грех, даже раньше, чем грех был совершен, зная, что когда-нибудь грехопадение произойдет. Точно так же много столетий спустя после грехопадения Он предвидел ответ на этот грех, когда Дева Мария сказала "Да" Воплощению. Для Бога все причины существуют одновременно с их следствиями. Для человека, который привязан ко времени, действенная метафизическая причинность обычно переводится предшествованием причины во времени по отношению к следствию. В любом случае, каковы бы ни были возможности, нам приходится считаться с тем, что случилось: грех расположен в начале, как данность и как случайность, непредсказуемый с уверенностью для тварного мышления. Но Господь превосходит случайность и свободу, и этот первичный грех, допущенный Господом, включается в Его домостроительство Спасения.
    Данная интерпретация полностью согласуется, как нам кажется, с положениями, содержащимися в Канонах Тридентского Собора (1956 b). Фундаментальное понятие, определяющее во всех подробностях учение Собора, - наличие прямой действенной причинно-следственной связи между первым грехом и описанной в первом Каноне ситуацией: духовным и биологическим падением первого грешника, с одной стороны, и всего целокупного человечества - с другой. И это вполне соответствует действительности. Именно из-за первого греха, совершенного в указанных нами условиях, все положительные и отрицательные стороны положения человека были задействованы и охвачены замыслом Божиим, явившимся ответом на грехопадение человека. Следует учесть только, что в эпоху Собора весь мир придерживался строго буквального толкования книги Бытия и считал несомненной физическую потомственную связь, в самом строгом смысле слова, между первым грешником и остальным человечеством. Эта связь составляла в глазах всего мира передаточный механизм последствий первого греха. Собор высказался в соответствии с этим общим мнением, используя соответствующий лексикон, но без четких указаний. Именно потому объяснение, подтверждающее и удостоверяющее истинное причинно-следственное отношение между первым грехом и последующим существованием человечества, хотя и иное, чем непосредственная родственная связь, не противоречит учению Собора. Кто из нас. впрочем, не считает своими предками всех первых представителей человечества, оставивших потомство? Самое существенное в указаниях Собора - это установление причинно-следственной связи, какова бы ни была ее основа. В любом случае верно, что самим фактом своего рождения каждый человек входит в человечество и действительно становится его частью, что он подвержен последствиям грехопадения аутентичного представителя этого человечества. Согласно нашей точке зрения, соответствующей современным взглядам на единство популяции, всякий человек есть и, разумеется, был типичным и аутентичным образцом человечества и подлинным его представителем. Значение первого греха не в том, что это был грех того или иного человека, а в том. что через него мера греха вошла в человечество, как говорит св.Павел в Послании к Римлянам,
- - - "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5: 12).
и повлекла за собой осуществление замысла Спасения во Христе.
- - - "Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим. 5:19).

В продолжение

В оглавление