Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?
2. Что такое прекрасное?
3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного (начало)

5. Пять признаков красоты прекрасного

Признак третий

     АЕ. Не кажется ли тебе, что прекрасное есть нечто, чего мы только что коснулись в одном ответе, когда утверждали, будто золото прекрасно, когда оно к чему-либо подходит, а когда не подходит, оно не прекрасно; так же обстоит и со всем остальным, чему присуще это свойство. Рассмотри подходящее само по себе и его природу: не окажется ли прекрасное подходящим? И вот я обычно соглашаюсь с этим: ведь мне нечего возразить. А тебе не кажется ли именно подходящее прекрасным?
     Гиппий. Конечно, Александр.
     АЕ. Рассмотрим же это, чтобы не обмануться.
     Гиппий. Да, это следует рассмотреть.
     АЕ. Итак, взгляни: утверждаем ли мы, что подходящее - это то, что своим появлением заставляет казаться прекрасной любую вещь, которой оно присуще, или же то, что заставляет ее быть прекрасной? Или это ни то ни другое?
     Гиппий. Мне думается, то, что заставляет казаться прекрасным, все равно как если человек, надев идущее ему платье или обувь, кажется прекраснее, даже когда у него смешная наружность.
     АЕ. Но если подходящее заставляет все казаться прекраснее, чем оно есть на самом деле, тогда подходящее - это какой-то обман относительно прекрасного, и это, пожалуй, не то, что мы ищем, Гиппий? Ведь мы исследовали то, чем прекрасны все прекрасные предметы, подобно тому как все великое велико своим превосходством; благодаря этому превосходству все бывает великим, и если даже оно не кажется таким, но таково на деле, оно неизбежно будет великим. Точно так же мы говорим о том, что такое прекрасное, благодаря которому прекрасно все, кажется ли оно таковым или нет. Пожалуй, это не подходящее; ведь последнее, как ты сказал, заставляет предметы казаться прекраснее, чем они есть на самом деле, и не позволяет видеть их такими, каковы они есть. Нужно попробовать показать, что же делает предметы, как я только что заметил, прекрасными, кажутся они таковыми или нет. Вот что мы исследуем, коль хотим найти прекрасное.
     Гиппий. Но, Александр, подходящее своим присутствием заставляет предметы и быть, и казаться прекрасными.

     Как определяется красота цветка? Его изначальная красота определяется, когда цель Бога при сотворении цветка и спонтанное желание человека обнаружить красоту цветка находятся во взаимном согласии, то есть когда основанное на Боге желание человека увидеть красоту удовлетворено эмоциональным стимулированием, которое он получает от цветка. Это приносит ему совершенную радость, и этим моментом и определяется изначальная красота цветка. Красота не существует объективно, но выявляется путем действия отдавания-принятия между субъектом, у которого есть желание обрести ценность, и объектом. Красота открывается, когда субъект ощущает радость от стимула, исходящего от объекта, и осознает их связь эмоционально.
     А что такое красота решения? Красота решения - это как раз то, насколько прозрачно за решением видна на всю глубину система, стоящая за решением. Красивое решение - это то решение, по которому сразу видно, что оно неизбежно, что оно единственно. Что оно - закономерный конец пути, а не просто полученый путём кудесничества результат.
     Любая пропорциональность прекрасного зиждется на математических канонах, утверждаемых каждым элементом согласованно сгармонизированного целого. В красоте ощущается пронизывающее Вселенную дыхание единого космического строя существования. Самой притязательной, возвышенной и утонченной является красота живого - красота асимметричной динамики, красота развивающегося целого.
     Существуют различные виды симметрии сенсорных потоков - цветовая, структурная, динамическая, вибрационно-ритмическая и звуковая. Работая с самыми разными гармониями симметрий, мы фактически ведем диалог с самими математическими законами, согласно которым организуется жизнь во Вселенной и само бытие.
     Замечательно то, что красивое всегда внутренне уравновешенно, а прекрасное глубинно самодостаточно. С гармонией почему-то всегда хочется согласиться, примириться и побыть с нею подольше. Еще бы - ведь гармония является сутью самого бытия!
     А чем определяется красота человека? Красота человека зависит только от его личного восприятия себя. Говорю с полной ответственностью, так как ровно в тот миг, как я решила сама ощущать себя красивой, я стала получать подтверждение тому извне. Считается, что, если мужчина акцентирует свою красоту, значит больше в нем и нет ничего. Но объективная красота все же существует. Я бы сказала, что объективно красивый мужчина - Дэвид Копперфильд. А то, что лично мне он не нравится, на объективность не влияет. Красивых мужчин очень мало. Мы как-то устроили себе развлечение - ходили и считали этих самых красивых мужчин (требования были жесткие: и правильные черты лица, обезображенного интелектом, и хорошая фигура без намеков на сутулость и пивное брюхо, приличная одежда и т.д.), так за три часа хождения по городу (не самый мелкий, надо признаться, городишко) мы вдвоем насчитали их максимум десяток, и то тех, кто более-менее тянул на звание красивого. В красоте человека огромное значение имеет соответствие между его внешностью и поведением. А если очень красивая женщина своим поведением не поддерживает уровень, заявленный ее красотой, - мне лично становится стыдно. Некоторое время назад на канале Дискавери показывали передачу как раз про человеческую красоту и объяснялась она исключительно симметрией: если лицо симметрично, значит оно красиво. В качестве одного из примеров приводили эксперимент: трое мужчин с различными показателями симметричности организма носили футболки в течение дня, после того их (футболки) дали обнюхать нескольким женщинам. Все они выбрали запах мужчины с наиболее симметричными чертами лица. Так что с их точки зрения красивым действительно можно только родиться...
     У женщин, которые носят брюки вырабатывается привычка делать чисто мужские движения, резкие, энергичные и свободные. Эта безобидная на первый взгляд привычка абсолютна вредна, так же, как курение. Она вредна для женщины, ее здоровья и чисто внешней красоты. К внешней красоте женщины она "прибавляет" лишь мужские усы, раннее старение кожи лица и "рельеф" тела, что вряд ли красит женщину. Повышенное содержание мужских гормонов катастрофически сказывается и на чисто внешней женской красоте! И в первую очередь плохо влияет на красоту прекрасного женского личика. Им приходится решать большое количество проблем, поскольку в результате этого волосы и морщины на лице - нормальные мужские атрибуты - не только делают их некрасивыми, но и создают его обладательницам массу комплексов неполноценности.

  Фотографии   автора,
  Санкт-
  Петербург,
  весна,
  2002 год


 

5. Пять признаков красоты прекрасного (продолжение)
6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу