Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?
2. Что такое прекрасное?
3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного (начало)

5. Пять признаков красоты прекрасного

Признак пятый

     АЕ. И прекрасные тела, и прекрасные установления, и мудрость, и все, о чем мы только что говорили, прекрасно потому, что оно полезно.
     Гиппий. Это очевидно.
     АЕ. Итак, мы скажем, что прекрасное есть полезное, Гиппий.
     Гиппий. Безусловно, Александр.
     АЕ. Но ведь полезное это то, что творит благо.
     Гиппий. Вот именно.
     АЕ. А то, что творит, есть не что иное, как причина, не так ли?
     Гиппий. Так.
     АЕ. Значит, прекрасное есть причина блага.
     Гиппий. Вот именно.
     АЕ. Но, Гиппий, ведь причина, с одной стороны, и причина причины, с другой - это разные вещи; причина не могла бы быть причиной причины. Рассмотри это так: не оказалась ли причина чем-то созидающим?
     Гиппий. Конечно.
     АЕ. Не правда ли, созидающее творит то, что возникает, а не то, что созидает?
     Гиппий. Это так.
     АЕ. Значит, возникающее - это одно, а созидающее - другое?
     Гиппий. Да.
     АЕ. Следовательно, причина не есть причина причины, но лишь причина того, что от нее возникает?
     Гиппий. Конечно.
     АЕ. Итак, если прекрасное есть причина блага, то благо возникает благодаря прекрасному. И мы, думается, усердно стремимся к разумному и ко всему остальному прекрасному потому, что производимое им действие и его детище, благо, достойны такого стремления; из того, что мы нашли, видно, что прекрасное выступает как бы в образе отца блага.
     Гиппий. Конечно, так. Ты прекрасно говоришь, Александр.

     Для меня красота вся в правде. Красота есть правда, правда - красота; это все, что человек знает на земле и что он должен знать.
     Когда я начинаю молиться сердцем, все окружающее меня представляется мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет. Я понимаю, что высшее добро есть Бог, он же есть сама красота. Чем дальше деяния личности от требований глубинного Я, чем больше они продиктованы самолюбием, гордыней, лицемерием и другими сугубо личностными качествами - тем дальше эти деяния от красоты.
     Идеал красоты - суть красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием. Красота суть воплощение добра. Идеал красоты не в живой действительности, не в царстве Божием, а в искусстве. Между тем, как сотворенная человеком в художественных произведениях красота тоже всегда несовершенна.
     Мир насквозь пронизан добром, а оно воплощено красотой. Мир прекрасен и добр, ибо прекрасное - всегда доброе.

 

  Работы
  автора,
  Санкт-
  Петербург,
  2002-2004
   годы 

6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу