Александр Елеуков
"Концепция прекрасного "
культовое эссе

1. Что такое красота?
2. Что такое прекрасное?
3. Красиво ли прекрасное?
4. Почему прекрасное не всегда красиво?
5. Пять признаков красоты прекрасного

6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным (начало)

6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным

Несоответствие четвертое

      АЕ. Хорошо сказано! Но разве мудрость не прекраснее всего, а невежество разве не всего безобразнее?
      Гиппий. А ты как думаешь, Александр?
     АЕ. Погоди, мой милый, меня страх берет - что это мы опять говорим?
     Гиппий. Чего же ты боишься, Александр? Теперь-то уж твое рассуждение превосходно.
     АЕ. Хотел бы я, чтобы это было так; но рассмотри со мной вместе вот что: разве кто может делать то, чего он не умеет, да и вообще не способен выполнить?
     Гиппий. Никоим образом; как же он сделал бы то, на что не способен?
     АЕ. Значит, те, кто ошибается и невольно совершает дурные дела, никогда не стали бы делать этого, если бы не были на это способны?
     Гиппий. Это ясно.
     АЕ. Но ведь сильные могут делать свое дело благодаря силе? Ведь не благодаря же бессилию?
     Гиппий. Нет, конечно.
     АЕ. Ну, а так ты скажешь: все делающие что-либо могут делать то, что они делают?
     Гиппий. Да.
     АЕ. Но все люди, начиная с детства, делают гораздо больше дурного, чем хорошего, и невольно ошибаются.
     Гиппий. Это так.
     АЕ. И что же? Такую силу и такую пользу - то, что пригодно для свершения дурного, - мы и их назовем прекрасными или же ни в коем случае?
     Гиппий. По-моему, ни в коем случае, Александр.
     АЕ. Следовательно, Гиппий, прекрасное, видимо, не то, что обладает силой и нам пригодно.
     Гиппий. Но, Александр, я говорю о тех случаях, когда что-то способно к добру и пригодно для этой цели.
     АЕ. Значит, наше предположение, будто то, что обладает силой, и то, что пригодно, тем самым прекрасно, отпадает. А душа наша, Гиппий, хотела сказать вот что: прекрасное есть и пригодное, и способное сделать нечто для блага.
     Гиппий. Кажется, так.

     Что такое женская красота? С одной стороны, красота - вечность, длящаяся мгновение. Но с другой, очевидно - классические черты лица, правильные пропорции тела, здоровая кожа, ясный взгляд, блестящие волосы и т.п. Такая красота - это на глаз, на слух схваченная, кажущаяся оптимальная приспособленность к среде, к функции. Прекрасное есть красота, увиденная через розовые очки, красота обещающая счастье. Те же самые критерии красоты относятся и к мужчинам. Как правило, женщины обращают внимание во внешности мужчины на те же самые вещи, за исключением, пожалуй, их последовательности. Если мужчина в первую очередь смотрит на ноги (грудь, талию), а потом уже на всё остальное, то для женщины самым главным являются скорее всего глаза оцениваемого объекта. Впрочем, не открою Америки, если скажу, что все эти размышления весьма условны. Красота - подарок на несколько лет. В конечном итоге для оценки человека имеет значение вовсе не красота, но - личное обаяние. Можно быть некрасивым и при этом - чертовски привлекательным человеком в глазах противоположного пола. Некрасивая женщина может улыбнуться так, что у тебя дух захватит, я видел такое своими глазами. Такая красота - сила... с этакою красотой можно мир перевернуть!


  Работы
  автора,
  Санкт-
  Петербург,
  2002-2004
   годы
 

6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным (окончание)
7. Культ красоты или культ прекрасного?
     Об авторе. Культовая эссеистика Александра Елеукова и воинствующее эстетство

Богатырь (Париж)
"Просодия"
песни по мотивам поэтической антологии русского зарубежья (1920-1990)
с избранными местами из географической карты Европы (flash, по состоянию на декабрь 2003 года)

1. ПАРИЖ, ЛОЗАННА, КЕЛЬН
по мотивам стихотворения О.Ильинского «Зашли в кафе»

2. БЕГСТВО
по мотивам стихотворения Амари

3. НАШ КРАЙ
по мотивам стихов Марины Цветаевой

4. В БЕРЛИНСКИХ УЛИЦАХ
слова В.Ходасевича, с незначительными изменениями

5. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
слова В.Андреева

Заказывая журнал при помощи нашей службы онлайнового заказа, вы получаете возможность ознакомиться со всеми материалами журналов, как с теми, которые представлены на нашем сайте, так и теми, что не вошли в интернет-версию журнала в связи с большими объемами мультимедиа-файлов.

К оглавлению номера
На главную страницу