Юрий Проскуряков
Пабло Пикассо русской провинции. Эскизный портрет творчества Владимира Солянова

в начало
назад

          Он постоянно углубляется в себя. А значит, и в глубины своего этнического и родового сознания и подсознания. Идеи почвенников в их вульгарно-социалистическом и националистическом исполнении всегда были чужды Владимиру Алексеевичу. Главный герой и предмет его почитания - это божественный Сезанн. Но никакого прямого подражательства или грубых аллюзий. Только концепция живописного пространства, композиционные идеи, воплощаемые на совершенно другом медитативном материале. Углубленное созерцание "эремий" и обращение к первоосновам бытия в сочетании с упорным, почти религиозным отказом от лобового изображения человеческого тела или другого вульгарного объекта внешнего мира и одновременно восхитительный утонченный эротизм приводят Солянова к следующему крупному циклу картин. Этот период в творчестве я условно называю "соросизмом" (от греческого - урна для хранения праха умершего, хранилище души). На больших полотнах он изображает горшки и корчаги, напоминающие символы каких-то древних божеств, олицетворяющих порождающее женское начало. Об этой связи говорят и многочисленные рисунки, наброски и миниатюры этого периода, где со всей очевидностью видны переносы и трактовки женского тела в качестве разнообразных сосудов. Однако основным содержанием соросизма становится не только указанная общекультурная аналогия, но конкретный смысл ее, отнесенный к современности. Этот период был периодом сложных духовных исканий, многочисленных ответвлений, когда внимание художника привлекают живописные изображения вывесок, необычных живописно поданных с огромным увеличением ассоциаций простых знакомых предметов: молочных бутылей, сухарей, буханок и батонов хлеба, столовых ножей и т.п., - чем-то параллельных поп-арту, но имеющих прямо противоположную смысловую определенность. Если поп-арт был художественной альтернативой массовой культуре и в первую очередь рекламе, то соросизм Солянова манифестировал мир гибнущих культурных ценностей, простых вещей, составляющих повседневного быта, выписанных с тщательностью старых голландских мастеров и представленных в таких огромных увеличениях, при которых надо быть слепым, чтобы не заметить их величия.
          Это было своеобразное "прощай" духовным истокам нации. С подобной темой, выраженной с юношеской непосредственностью, мы встречаемся у другого художника - Сергея Шерстюка, написавшего группу своих друзей и несколькими мощными мазками зачеркнувшего их, стоящих в ярких лучах юности на берегу моря, написавшего поверх "Прощай", так и не сказанное Соляновым напрямую.
          Живописный протест Солянова был стилистическим ответом на засилие бездуховности и формализма официозного насильственно насаждаемого повсюду соцреализма. Эремический период его творчества выражал самоуглубление, уход от полемики в области творчества, переход к поиску других основ. Здесь мы уже видим диалог художника с самим собой. Это и не удивительно, когда критика молчит и замалчивает.
          В период эремизма исчезает обычное представление о живописности произведения. Эремизм - это организованная пустота, переход через смерть в инобытие, где царствуют иные законы существования, доступные немногим наиболее чистым духовно и проницательным натурам.
          Соросизм представлял, в свою очередь, реакцию и на этот высший духовный образец. Живопись становится плотной, тяжелой. В ней исчезает свет, а если и появляется, то это искусственный свет, исходящий из жерл корчаг и кувшинов, священных орудий предков, забытых и отвергнутых неблагодарными потомками. Страдание пленного духа, невыразимость правоты и чести - основные мотивы творчества Солянова в этот драматический период творчества. Он все больше и больше замыкается в себе и погружается в поиски откровений божественной сущности природы, которые у него ассоциируются с символом христианской Троицы.

Далее
На страницу 38-го номера журнала "Стетоскоп"
На страницу журнала "Стетоскоп"
На главную страницу