5. Пять признаков красоты прекрасного
Признак второй
Гиппий. Я утверждаю, что всегда и везде прекраснее всего для каждого мужа быть богатым, здоровым, пользоваться почетом, а достигнув старости и устроив своим родителям, когда они умрут, прекрасные похороны, быть прекрасно и пышно погребенным своими детьми.
АЕ. Ну и ну, Гиппий! Как изумительно, величественно и достойно тебя это сказано!
Слушайте, раз навсегда, - если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасет красота", то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!
Ведь о какой красоте идет речь? Никому, надеюсь, не надо объяснять, что понятие "красоты", так же как и понятие "моральности", неотделимо от того социума, в котором оно рассматривается. Человек считает некий объект красивым, если при общении с объектом он (человек) испытывает сугубо положительные эстетические эмоции. Причины появления этих эмоций слишком различны не только для разных общностей, но и для отдельных индивидуумов и даже для конкретного человека в различных ситуациях, на разных этапах жизни и т.п.
Лишь в невежестве мы думаем, что прекрасное суждено только богатым и недоступно трудящимся. В превратном мышлении мы, пожалуй, придем к опасному заключению, что прекрасное есть не что иное, как роскошь. Нужно раз навсегда понять, что одухотворяющая сущность прекрасного не имеет ничего общего с роскошью. Прекрасное - это не есть праздничный отдых, это не есть гость случайный. Прекрасное - это благородный водитель всей нашей жизни! Беспрестанно прекрасное твердит нам о мудрости утверждения, сердечного и объединяющего, и предостерегает не поддаваться звериному отрицанию, враждебному и свирепому.
Красота - это эмоциональная сила, которую объект возвращает субъекту. Красоту можно определить как эмоциональное стимулирование, которое объект создает в субъекте. Поскольку красота является одной из ценностей, наряду с истиной и добром, ее можно также определить как ценность объекта, ощущаемую как эмоциональное стимулирование. Есть две разновидности эмоциональной силы - сила, отдаваемая субъектом объекту в виде любви, и сила, исходящая от объекта и направленная к субъекту в виде красоты. Однако в действительности, когда речь идет об отношениях между людьми, и субъект, и объект взаимно дают и принимают любовь и красоту. То есть объект дает любовь субъекту, а субъект дает красоту объекту. Это объясняется тем, что "когда субъект и объект становятся едины, возникает любовь, которая пребывает скрытой в красоте, а красота пребывает скрытой в любви". Эмоциональная сила посылается от субъекта к объекту или от объекта к субъекту в форме любви, а принимается в виде эмоциональной стимуляции - красоты. |
Фотографии автора,
Санкт-
Петербург,
весна,
2002 год
|