6. Пять несоответствий между красивым и прекрасным
Несоответствие второе
АЕ. Прекрасное прекрасно всегда?
Гиппий. Конечно.
АЕ. Значит, оно и в прежние времена было прекрасным?
Гиппий. Было.
АЕ. А, может быть, и для Ахилла прекрасно было бы быть погребенным позже своих предков, и для его деда Эака, и для остальных, кто произошел от богов, и для самих богов?
Гиппий. Что такое?! Брось ты все это! И произносить-то вслух негоже такие вопросы!
АЕ. Как так? А не будет ли уж совсем невежливо на вопрос другого отвечать, что это так и есть?
Гиппий. Возможно.
АЕ. Ведь, пожалуй, окажешься тем, кто утверждает, что для всех и всегда прекрасней быть погребенным своими детьми, чем родителей предать погребению.
Гиппий. Но ведь я не говорил, что это прекрасно для богов!
АЕ. И не для детей богов, по-видимому.
Гиппий. Да.
АЕ. А для простых смертных, полагаю, прекрасно?
Гиппий. Для этих, конечно, прекрасно.
АЕ. Получается, что для Тантала, Дардана, Зета все это ужасно, нечестиво, безобразно, а для Пелопа и для остальных, рожденных так же, как он, это прекрасно.
Гиппий. Мне так кажется.
АЕ. Следовательно, ты признаешь, что иногда и для некоторых предать погребению своих предков, а затем быть погребенными своими с потомками - безобразно. Более того, видимо, невозможно, чтобы это случалось со всеми и одновременно было прекрасным. Выходит, со всем этим произошло то же, что и с прежним - с девушкой и с горшком, и, что смешнее всего, для одних это оказывается прекрасным, для других - нет.
Весь мир пронизан красотой, но что же видит данный конкретный индивидуум? Почему один человек будет радоваться игре солнечного луча на зеленой листве, а другой, находясь тут же рядом, скроит кислую рожу? На каждое проявление прекрасного обязательно найдется какой-нибудь недовольный, какой-нибудь засранец, и вся красота блекнет. Ведь одного засранца больше, чем достаточно... Может быть, способность к восприятию красоты зависит от уровня духовного развития личности - чем он выше, тем выше духовно-эмоциональный подъем, тем больше красоты окружает человека?
Можно сказать, что не могут не нравиться ухоженные люди... Но это лажа! Находятся эстеты, которых что-то в них не устраивает, хотя себя они не позиционируют, так что у них тоже может быть что-то не так. Так что ухоженность ещё не всё. Остаётся либо выбирать опупенных маму с папой, либо тратиться на силикон.
Или негры. Я знаю, я спрашивал, так вот, те, кто внешне очень нравится мне, больше нравятся и самим неграм. Иными словами, и у другой расы чувство красоты такое же.
И вообще, что такое красота? Длинные ноги? Красивые глаза? А может быть, богатый внутренний мир? На востоке красивыми всегда считались женщины с большим животом, а современные западные топ-модели удаляют себе нижние ребра, чтобы выглядеть еще тоньше. Рубенс, несколько сотен лет назад изображавший женщин, которые казались ему совершеннейшими красавицами, и представить себе не мог, что когда-нибудь они будут считаться толстыми страшилами.
В истории человечества было немало периодов когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоровыми. Подчеркиваю: я имею в виду только здоровый идеал, канон, называйте его как хотите, - в природе никакого иного быть не могло. Да и во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. В Европе в средние века художники, впервые изображавшие обнаженное тело, писали женщин-рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено - им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе волосы надо лбом. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, святых Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Мемлинга, Иеронима Боша, Дюрера, Луки Кранаха и многих других.
Критерии красоты (если они вообще есть) не только различны для каждого человека, но и изменчивы. Четко сформулированных и статичных критериев красоты просто не может быть. Понятия красоты вообще не существует. Если только на уровне интуиции. Невозможно красоту разложить по полочкам и объяснить, почему это лежит именно на этой полочке, а то - на другой.
|
Работы
автора,
Санкт-
Петербург,
2002-2004
годы
|